Капиталы госкомпаний перестанут укреплять кирпичом
Правительство готово помогать им строить только через ФАИП
Правительство больше не намерено финансировать стройки госАО через увеличение их уставных капиталов — как заявил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев, после уточнения положений закона госкомпании и госкорпорации будут получать средства на строительство недвижимости только через механизм федеральной адресной инвестпрограммы (ФАИП). Хотя он позволяет финансировать стройки госАО из бюджета, это, видимо, первый шаг к ограничению их субсидирования — сейчас "невостребованные" вклады в уставный капитал правительство вернуть не может.
Правительство уточнит правила выделения бюджетных средств госкорпорациям и госкомпаниям на строительство и приобретение недвижимости, сообщил вчера Дмитрий Медведев. По планам Белого дома, ассигнования будут поступать не как прямой взнос в уставный капитал госкомпании, а через ФАИП. Напомним, госфинансирование крупнейших строек закрепляется либо в федеральных целевых программах (ФЦП), либо в ФАИП. Как отметил господин Медведев, на госкомпании будет распространяться требование о возврате полученных денег в случае нарушения целей или условий их использования (это общее требование для объектов ФАИП). "Мы продолжим работать над повышением прозрачности государственных расходов",— отметил премьер-министр.
Напомним, объекты ФАИП должны проходить оценку эффективности капвложений, проверку достоверности сметной стоимости, технологический и ценовой аудит для объектов выше определенной стоимости (3 млрд руб. в 2017 году), а затем и согласование правительства или профильного ведомства. Сейчас в ФАИП не включаются стройки госкорпораций (компаний), субсидируемые из федерального бюджета, и объекты дочерних организаций ("дочек" и "внучек") акционерных обществ, которым предоставляются бюджетные инвестиции. Изменений стоит ждать и в федеральном законодательстве, в правительственных постановлениях, отметили в Минэкономики. Данные о том, насколько эффективны расходы по ФАИП в отношении строек госАО, Счетная палата приводила летом 2016 года (см. "Ъ" от 28 июня). В 2015 году 80% объектов госАО, финансируемых через ФАИП (53 объекта), оставались недостроенными, для чисто федеральных строек тот же показатель — 43%.
Судя по рабочим обсуждениям Минэкономики, доля госинвестиционных расходов в ВВП за десять лет, с 2009 по 2019 год, должна снизиться в 1,5 раза, доля непосредственно ФАИП — в 3,4 раза (см. "Ъ" от 28 июня). В 2016 году, по данным Минэкономики, крупнейшие статьи расходов в ФАИП, не включенных в ФЦП, были в "спецработах" (к этому разделу относятся космические объекты, пожарная безопасность), таких строек было на 171 млрд руб., для "центральных организаций" (суды, Росреестр) — 35 млрд руб., 25 млрд руб.— в жилищном строительстве. Согласно проекту бюджета на 2017-2019 годы, расходы на ФАИП в 2017 году — 707 млрд руб., в том числе 140 млрд руб. по госзаказу, в 2018 году — 636 млрд руб., в 2019 году — 526 млрд руб. (отметим, доля гособоронзаказа пропорционально не уменьшается и составляет около 155 млрд руб.).
Строительство — одна из крупнейших статей расходов госкомпаний. По данным Минэкономики, в первом полугодии 2016 года они потратили на закупку строительных работ 1,2 трлн руб. (13,7 % от общего объема закупок), а по итогам 2015 года — более 4 трлн руб. (17,3% от объема).
"Прозрачности и открытости удастся добиться только при выборе поставщика по закону о контрактной системе (44-ФЗ), а не по действующему закону о закупках госкомпаний (223-ФЗ) — в последнем случае осложнится только обоснование закупок и отчетность по ним",— говорит Александр Евсташенков из Института госзакупок. "С точки зрения строительной регуляторики, разрешений и градостроительного регулирования для госкомпаний в принципе никакой разницы нет, откуда идет финансирование: из собственных средств, заемных или ФАИП",— отмечает Виталий Можаровский из Goltsblat BLP.
Хотя инвестиции через ФАИП в объекты госАО — неидеальная форма финансирования госстроек, Белый дом вынужден сравнивать ее с чистыми инвестициями в уставный капитал госАО — особенно активно этим в последние годы пользовалось ОАО РЖД. Возможно, отказ от наращивания таким образом уставных капиталов госАО — первый шаг к расходованию ФАИП преимущественно на строительство объектов недвижимости, находящихся в прямой госсобственности, как это предполагает исходная логика ст. 179.1 Бюджетного кодекса.