Академики Шредингера
Чиновники, избранные в РАН, зависли между наукой и госслужбой
Ситуация вокруг чиновников, ставших академиками РАН и вызвавших этим неудовольствие президента Путина, до сих пор не разрешилась: по данным "Ъ", пока никто из провинившихся госслужащих не подал в отставку и не отказался от членства в Академии наук. Президент РАН Владимир Фортов не комментирует скандал, но в его защиту выступают академики, указывая, что глава клуба ученых не мог повлиять на результаты выборов. Собеседник "Ъ" в администрации президента полагает, что оргвыводы коснутся только чиновников, игнорировавших рекомендацию не участвовать в выборах, и не затронут руководство РАН.
Вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам, что вопрос о чиновниках-академиках остается "на повестке". "Президент достаточно однозначно сказал, что нужно делать,— подчеркнул господин Песков.— Все соответствующие ведомства прислушались и сейчас разбираются с этой ситуацией". Напомним, в среду на заседании Совета по науке и образованию президент Путин спросил у президента РАН Фортова, почему тот допустил избрание нескольких чиновников в ряды академиков. Господин Фортов ответил, что таково было решение ученого сообщества, после чего Владимир Путин пообещал дать им "возможность заниматься наукой" вместо "рутинных административных обязанностей".
"Избрание чиновников и других далеких от науки людей в число членов РАН, безусловно, безобразие,— заявил "Ъ" член-корреспондент академии, историк Аскольд Иванчик.— К сожалению, это случалось и раньше, и произошло на этих выборах. В этом смысле президент Путин прав". Тем не менее ученый считает, что Владимир Фортов никак не мог повлиять на исход выборов. "Никаких институциональных рычагов у него нет — кандидаты выдвигаются учеными советами или членами РАН, затем выбираются секциями отделений. Их выбор утверждается сначала отделениями, а затем общим собранием РАН,— перечислил господин Иванчик.— Ни на одном из этапов выборов президент не может вмешаться в их ход. Возлагать на Фортова ответственность за избрание чиновников неправильно — ее несут сами выдвигавшиеся и члены их отделений, которые их избирали".
Впрочем, в администрации президента считают, что Владимир Фортов мог заявить чиновникам, что он против их выдвижения на выборы — однако, по словам собеседника "Ъ", не сделал этого. "Администрация президента РФ имела возможность избежать такой коллизии задолго до выборов, когда были опубликованы списки кандидатов,— считает Аскольд Иванчик.— Рекомендацию президента они нарушили уже самим фактом выдвижения, и непонятно, зачем было дожидаться избрания, чтобы их уволить".
Один из основателей сетевого сообщества "Диссернет" физик Андрей Ростовцев считает, что запрет чиновникам избираться в академики неоднозначный. "Например, замглавы Минобрнауки Алексей Лопатин сделал научную карьеру еще до того, как стал госслужащим, и вполне мог претендовать на избрание в академики,— привел пример физик.— С другой стороны, мы видим, что люди без какой-то очевидной академической истории покупают себе диссертации, а потом и место в академии. Возникает вопрос, стоит ли наказывать первых из-за вторых". По мнению господина Ростовцева, уходя на госслужбу, ученым стоило бы "отойти в сторону от академии и подождать". "Это самый оптимальный сценарий в ситуации, когда очень много псевдоученых, которых трудно отделить от настоящих исследователей — тут, кстати, постаралось государство",— считает активист "Диссернета". Впрочем, гораздо большую тревогу, чем стремящиеся к научным регалиям чиновники, вызывает избрание в этом году людей с сомнительными достижениями, говорит физик: "Особенно много таких оказалось среди медиков — дошло до того, что в академию избрали даже сторонника гомеопатии".
В четверг Владимир Фортов не отвечал на телефонные звонки. В администрации президента говорят, что этот скандал вряд ли приведет к кадровым решениям в отношении главы РАН. "Никто не давит на академию и ее выбор, разбираются только с госслужащими",— заявил собеседник "Ъ".