Магнус Карлсен досчитал до победы
Он сравнял счет в матче с Сергеем Карякиным
Россиянин Сергей Карякин перед двумя заключительными "классическими" партиями матча за титул чемпиона мира по шахматам в Нью-Йорке потерял лидерство. В десятой он потерпел поражение от обладателя звания норвежца Магнуса Карлсена черными фигурами. С подробностями — международный мастер ВЛАДИМИР БАРСКИЙ.
После восьми партий ситуация в матче на первенство мира по шахматам в Нью-Йорке резко изменилась: Сергей Карякин, одержав в нем первую победу, захватил лидерство и из аутсайдера превратился в фаворита. Новое положение накладывало дополнительную ответственность, к нему нужно было привыкнуть, пережить его. Тут очень кстати пришелся очередной выходной день.
Девятая партия, в которой российский гроссмейстер играл белыми, была очень важна с психологической точки зрения. Будет ли Карякин зажиматься, "сушить" позицию в надежде сделать короткую ничью, или же сумеет абстрагироваться от счета в матче и станет просто играть в шахматы? Ход борьбы показал, что претендент даже в столь напряженной атмосфере умеет контролировать свои эмоции.
Карякин отказался от хода 1.d4, который ничего не принес ему в седьмой партии, в пользу своего любимого е2-е4. А вот дебютный выбор Карлсена на сей раз удивил: он избрал глубоко изученную линию в испанской партии, где черные пытаются "принести ничью из дома": жертвуют пешку и отбиваются в чуть худшей позиции. По большому счету ничего плохого в подобной стратегии нет, вот только для норвежца она нетипична. А главное то, что конкретно этот вариант много раз встречался в практике Карякина, он прекрасно чувствует там все нюансы. И действительно, с помощью тонких маневров он стал переигрывать соперника, да еще и загнал чемпиона мира в цейтнот.
Незадолго до контроля норвежский гроссмейстер сыграл очень рискованно — увел своего коня из центра, ослабив при этом пункт f7. Перед Карякиным встал приятный, но непростой выбор: выиграть вторую пешку, позволив сопернику осложнить борьбу и получить некоторые шансы на перехват, или перейти в окончание с лишней пешкой, которое можно не выиграть, но проиграть — невозможно. Продумав 25 минут, он избрал второй путь. Надежность — прежде всего! В дальнейшем Карлсену удалось спасти пол-очка.
На следующий день чемпион мира с пятой попытки сумел использовать свою белую "подачу". Вновь соперники разыграли испанскую партию, которая, как принято считать, изучена вдоль и поперек. А вот Карлсен сумел в очередной раз отыскать сравнительно редкую схему, где уже хода с десятого для обоих соперников началась самостоятельная игра. Карякин успешно решил дебютные проблемы, вызвав выгодные для себя упрощения позиции, но потратил на это очень много времени.
В общем и целом поединок протекал по излюбленному сценарию норвежца: небольшое давление в миттельшпиле, методичное расшатывание обороны, бесконечные маневры туда-сюда с целью усыпить бдительность соперника и, наконец, прорыв на одном из флангов (в данном случае ферзевом). Подобных партий чемпион выиграл в своей жизни сотни, если не тысячи. Был только один нюанс: на выходе из дебюта, уже на 20-м ходу черные могли форсировать ничью вечным шахом. Для этого требовалось только найти небольшой тактический ресурс, в общем-то элементарный для игроков подобного класса. Однако напряжение борьбы, волнение сказалось, и Карякин просчитался в довольно простом варианте — неправильно оценил возникающую в концовке позицию с нестандартным соотношением материала. Да и в последующей игре допустил несколько неточностей: очевидно, это был не его день. А Карлсен, наоборот, считал варианты чуть дальше и точнее соперника и на 75-м ходу одержал победу.
За два тура до окончания основного времени счет в матче сравнялся — 5:5. Впереди всего две партии с классическим контролем времени: у каждого по одной белыми и черными. Вряд ли соперники станут сильно рисковать, лезть на рожон, ведь цена каждого хода слишком велика. Скорее всего, мы увидим еще два тягучих эндшпиля с минимальным преимуществом одной из сторон. Если же счет останется равным 6:6, то 30 ноября состоится тай-брейк в быстрые шахматы и блиц. Оба гроссмейстера необычайно сильны в игре с укороченным контролем времени, оба становились чемпионами мира по рапиду. Многое, если не все, будут решать нервы, а в этом компоненте Сергей Карякин пока выглядит убедительнее.