"В последнее время у нас страна месседжей"
Адвокат Алексей Бенецкий — о задержании генерала ФСО Геннадия Лопырева
Задержанному генералу ФСО Геннадию Лопыреву предъявлено обвинение в получении взятки. Уголовное дело в отношении Лопырева связано с финансово-хозяйственной деятельностью ФСО. Ранее Федеральная служба охраны сообщила о задержании Лопырева по итогам внутренней проверки, проведенной в подразделениях структуры на Кавказе, в результате которой выявлены "признаки серьезных нарушений законодательства". По данным источника "РИА Новости", Лопырев доставлен в Следственный комитет в Москву. Адвокат, доктор политических наук Алексей Бенецкий ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Марата Кашина.
— Как вы думаете, за какие проступки задержали Лопырева, за что он мог получить эту взятку?
— Гадание на кофейной гуще. В данном случае, мы узнаем, если дело не будет засекречено, то формула обвинения, так или иначе, будет предъявлена. Взятка есть взятка. За что он ее получил — это, наверное, не самое главное, главное, что он ее получил, и, видимо, есть доказательства ее получения. Сам факт задержания такого высокого чина из такой службы свидетельствует о принципиальной и последовательной позиции руководства страны и органов правопорядка по очищению своих рядов, что, собственно, было провозглашено некоторое время тому назад.
То, что это произошло на Кавказе, не вызывает уже ни у кого удивления, потому что — мой 36-летний опыт работы в адвокатуре и в судебных органах — Кавказ, юг России и Средняя Азия всегда были в советское время чрезвычайно коррумпированными, системно коррумпированными регионами. Ну и человек, который там работает, если он, так сказать, оказался немножко слаб по службе, тоже попал в такую ситуацию. С одной стороны, это очень положительно, с другой стороны, это, конечно, с точки зрения гражданской позиции, чрезвычайно неприятно: генералы все-таки должны иметь некоторую более высокую планку в отношении своего должностного положения и гражданской позиции.
— Как вы думаете, почему следствие посчитало нужным заявить журналистам, что, во-первых, у них нет претензий к мэру Сочи Анатолию Пахомову, а, во-вторых, что это предъявленное обвинение не связано с олимпийскими объектами в Сочи? Это как раз для того, чтобы журналисты не гадали на кофейной гуще, то, о чем вы говорите?
— Ну, у нас, наверное, вообще страна месседжей такая в последнее время. И конспирологии, конечно, не существует ни как науки, ни как явления, но, по сути дела, похоже, что все-таки это явление в природе и в нашем обществе существует. Наверное, это сделан такой намек, чтобы все-таки сбегали в ту сторону и посмотрели, и, соответственно, сделан, может быть, вполне намек в отношении тех, кто имел отношение к строительству и к мэрии Сочи. Может быть и так.
— Источник «Интерфакса» сообщает, что Лопырев задержан с поличным при получении крупной взятки. Может быть, здесь тоже ситуация, когда дыма без огня не бывает?
— Эту информацию ведь получают из разных источников, и вполне вероятно, что по тактике следствия, а вот коррупционные дела такого уровня и с такими объемами денежных средств — это чрезвычайно сложное и, можно сказать, опасное для жизни дело. Мы имеем случай, когда следователи, прокуроры и судьи сталкивались с угрозами насилия, иногда даже подвергались ему. Поэтому месседжи, которые посылаются, они посылаются, видимо, теми, кто ведет расследование, для того, чтобы посмотреть, кто в какую сторону побежит, кто кому будет звонить, ну я так расцениваю с профессиональной точки зрения эту ситуацию.
— Вы говорите, что это пример борьбы с коррупцией, а можно ли это задержание рассматривать еще и в контексте внутренней борьбы силовых структур, если она существует, на ваш взгляд?
— Ну, она должна существовать, это не явление какого-то особенного российского порядка, это во всем мире так. Есть понятие конкуренция, она может быть добросовестная, она может быть недобросовестная. Есть понятие бюджетов. Есть понятие влияния. Это есть и в Америке, и в крупных странах, где различные спецслужбы конкурируют между собой. Но есть система ограничений и моральные принципы, а иногда люди переходят через эти принципы. Это может быть и так, и так. Это, безусловно, борьба с коррупцией, тут никаких сомнений нет. Другое дело, что как существуют предметы двойного назначения, знаете, вертолет может быть гражданский, может быть военный, точно так же и в этой ситуации. Это может быть двойного назначения история.
— Алексей Эдуардович, приходит информация новая про Лопырева. Во-первых, уже не опровергают факт обнаружения у него миллиарда рублей. Во-вторых, уточняют, что подозревают его в махинациях с земельными участками в Краснодарском крае. Вот такая подробность есть, как прокомментируете?
— В Краснодарском крае сейчас слушается дело по скандально известному судье Новикову, который разоблачил целую группу судей, которые участвовали в Краснодарском крае, в частности, в Сочи, в спекуляции земельными участками. Я могу предположить, что, может быть, и этот генеральский чин имеет какое-то отношение к этому делу. То есть мы, может быть, находимся на пороге, когда соединяются два ручейка, и тогда потечет большая река вот этого вот компромата в хорошем смысле и разоблачений. То есть для Краснодарского края спекуляция земельными участками и вообще спекуляция, и зарабатывание на государственном добре, для юга России, как я уже повторюсь, и для Кавказа, — это не новость, это часть менталитета людей, которые там живут и работают. Так что я предполагаю, что так.