Мотоцикл экономического спада

рынок

Мотоциклы, как и новые автомобили, в России продаются с каждым месяцем все хуже и хуже, даже с учетом сезонных колебаний спроса. За десять месяцев моторынок сократился почти на 40%. Значительная часть продаваемых в РФ байков — зарубежного производства, из-за скачка курса они серьезно подорожали. Впрочем, производители не впадают в уныние, считая, что все это временные явления.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

По данным аналитического агентства "Автостат", за десять месяцев 2016 года уровень продаж мотоциклов сократился на 39,2% по сравнению с прошлым годом — до 11,2 тыс. штук. Больше всего пострадали такие бренды, как Racer (-45,2%), Irbis (-58,7%), Kawasaki (-54,7%). В меньшей степени продажи снизились у BMW (-7%) и Stels (-14,3%). Больше байков стали продавать Harley-Davidson (+6,2%) и KTM (+2,9%).

Руководитель пресс-службы "Автостата" Азат Тимерханов говорит, что сокращение рынка во многом связано с ростом цен на новые мотоциклы, большая часть которых поставляется из-за рубежа. "Из-за падения курса российской валюты цены в рублевом эквиваленте значительно выросли, что негативным образом сказалось на их реализации,— поясняет он.— Такая тенденция наблюдается второй год подряд. В 2015 году продажи мотоциклов упали на 38%". Директор по корпоративным коммуникациям "BMW Group Россия" Василий Мельников говорит, что с лета 2014 года мотоциклы BMW Motorrad подорожали в среднем на 25-30%. Коммерческий директор ООО "Актас" (мотоциклы Racer российского производства) Василий Артемьев рассказывает, что продажи небольших 50-кубовых мотоциклов упали еще до кризиса из-за введения обязательных водительских прав для мопедов. По его словам, часто недорогие мотоциклы, используемые молодежью и охотниками, не регистрируются и в отчеты не попадают, поэтому реальный объем рынка — порядка 40-50 тыс. единиц, вчетверо больше, чем оценки "Автостата".

"Кризисные явления в экономике — вещь неприятная, но цикличная,— считает глава марки Harley-Davidson в России и СНГ Антон Прохоров.— Как и любой другой бизнес, мы столкнулись с серьезным сжатием спроса. Но большая его часть пришлась на конец 2014-го и 2015 год". По его словам, благодаря "ряду предпринятых усилий" сейчас наблюдается "стабилизация обстановки". "Мы сделали ставку на развитие,— говорит господин Прохоров.— Мы поддержали и продолжили наращивать сбытовую сеть, несмотря на то что часть дилерских предприятий испытывала ощутимые сложности". В частности, для клиентов была запущена финансовая программа с субсидированными ставками по кредитам и trade-in: сегодня доля покупок мотоциклов по этим программам составляет более 20%.

По словам Василия Мельникова, сегодня в России, несмотря на кризис, в год продается более 100 тыс. автомобилей премиальных брендов. "Значит, у кого-то есть деньги на это. А мотоцикл порой стоит как автомобиль бизнес-класса,— объясняет он.— Так что дело тут не только в средствах. У многих обеспеченных людей стало меньше времени, меньше располагающего к этому настроения. Многие сейчас перестраивают бизнес, ищут новые пути развития. В этом плане мотоцикл, как в основном средство отдыха, не так уже занимает мысли людей. Но это временно, конечно же". Антон Прохоров добавляет, что мотоцикл в целом — это "эмоциональная" покупка, а не товар первой необходимости. "Кто-то из наших клиентов вполне логично отложил подобное приобретение в связи с финансовыми трудностями, жить вечно в состоянии кризиса и стресса невозможно,— говорит он.— Но люди начинают адаптироваться к новой реальности".

Спад продаж во многом связан с сезонностью продаж мотоциклов. У BMW, к примеру, 70% продаж приходится на январь--июль. Harley-Davidson в ноябре--феврале удается сохранить 18-20% продаж: именно в эти месяцы люди принимают решение о смене мотоцикла, спешат первыми приобрести новинки модельного года, которые компания привозит осенью, говорит господин Прохоров. "Не стоит забывать, что зима — это "выход на сезон",— говорит он.— Зимой клиенты приобретают запчасти, ремонтируют мотоциклы, повышая загрузку сервисных центров. Также они активно покупают одежду и аксессуары". Ряд центров зимой наращивают долю прибыли по этому направлению до 30%, отметил Антон Прохоров. Что касается мотоциклов недорогих, говорит Василий Артемьев, то их раньше покупали круглый год (зимой продажи поддерживались скидками), но теперь большая часть продаж приходится все же на лето.

Снижение продаж в сегменте новых мотоциклов спровоцировало рост вторичного рынка, говорят эксперты. Официальных данных о его объеме нет, но, по оценке Василия Мельников, этот сегмент "вырос значительно". "Импорт из-за границы упал. Многие активно продают свои мотоциклы, другие не менее активно их покупают",— поясняет он. "Вторичный рынок сейчас испытывает подъем,— добавляет Антон Прохоров.— Мы вполне ясно ощущаем это, реализуя мотоциклы по программам trade-in". Отметим, что подержанных мотоциклов старше пяти лет в России сегодня 2,27 млн, это 95% от всего мотопарка России (данные "Автостата").

По мнению Азата Тимерханова, наблюдаемые сегодня темпы падения рынка сохранятся до конца года (или даже немного усилятся). Всего в 2016 году, по оценкам "Автостата", в России будет продано примерно 12 тыс. мотоциклов. Антон Прохоров из Harley-Davidson говорит, что в следующем году каких-либо "коренных изменений на моторынке" не ожидается. "В классе тяжелых мотоциклов также подвижки маловероятны,— говорит он.— Ожидаем активизации со стороны крупнейших игроков на рынке. Я уверен, что они наблюдают все те же тенденции, что и мы, и весь следующий год будут работать над адаптацией предложения под новые реалии".

Самые продаваемые модели мотоциклов в России

Модель10 месяцев
2016 года
Отношение к
2015 году (%)
Racer RC250579-30,7
Raser RC200397-52,7
Stels Desna39791,8
Yamaha YBR 125395-40,5
BMW R1200GS31810,4
Irbis TTR250R261-36,7
BMW S1000RR24521,3
KTM DUKE235-3,7
Racer RC110226-5,8
BMW R1200R1889,9
Всего11188-39,2

Данные агентства "Автостат", 10 месяцев 2016 года.

Иван Буранов

Вся лента