Болиды заехали в интернет

автоспорт

С помощью телевидения Берни Экклстоун сделал из "Формулы-1" самое популярное автоспортивное событие мира. Но его нежелание следовать медиатрендам привело к смене владельца чемпионата. Осенью F-1 перешла под управление группы Liberty Media, специализирующейся на распространении контента в интернете.

YouTube-канал и Twitter-аккаунт у гонок Formula-1 появились только два года назад

Фото: ТАСС

Вначале было слово. Самые первые гонки прошли по дорогам общего пользования, а маршруты таких соревнований связывали между собой европейские столицы — Амстердам, Берлин, Вена, Мадрид, Париж. Уследить за результатами таких марафонов не успевали даже судьи. Телеграф, телефон и радио были не так распространены, как в ХХ веке, поэтому выручали сами гонщики, служившие курьерами. Нередко даже через сутки после финиша последнего экипажа результаты гонки являлись предварительными. Зрители же могли узнать о ходе гонки лишь из газет. Чуть позже организаторы догадались ставить возле ратуш городов, через которые проходили гонки, школьные доски, на которых мелом писали текущее положение экипажей в эстафете. Даже с появлением телевидения ничего принципиально не изменилось. Качество черно-белой картинки оставляло желать лучшего, снимать несущиеся на скорости 260-280 км/ч болиды было весьма проблематично, отсутствовала даже такая технология, как "бегущая строка", позволявшая разобраться, кто есть кто. Принципиально все изменилось лишь с появлением на большой арене Бернарда Экклстоуна. В 1981 году он сумел договориться с главным европейским телевещателем — European Broadcasting Union — о трансляциях от начала до конца всех этапов сезона, что гарантировало освещение и командам, и владельцам автодромов, и самим спонсорам. Его бизнес-модель оказалась столь прогрессивной, что в последствии на нее переключились не только остальные гоночные серии, но и чемпионаты из других дисциплин спорта. Сейчас около двух третей дохода F-1 поступает от продажи телевизионных прав и "членских взносов" за право проведения гран-при. По данным Financial Times, годовая выручка чемпионата колеблется в районе $1,7 млрд, а общая стоимость уже подписанных контрактов превышает $9,3 млрд.

Платное бесплатное

Но, похоже, этой идиллии приходит конец. Современные технологии передачи данных размывают само понятие телетрансляции, и с этой проблемой столкнулись все поставщики зрелищного контента — от Олимпийских игр до музыкальных фестивалей.

"Мистер Экклстоун перешел на кабельные каналы, поскольку они приносят больше денег,— комментирует ситуацию Зак Браун, босс команды McLaren.— При этом чемпионат не получает экономической выгоды от социальных медиа. В этой области есть большие возможности, нужно их обдумать и найти способы монетизации". Зак знает что говорит — ранее он возглавлял агентство Just Marketing Int., привлекающее спонсоров в F-1.

Другими словами Берни, как прирожденный делец, не смог пройти мимо многомиллионных контрактов, которые ему предлагали такие гиганты кабельного ТВ, как Sky, NBC, FOX и Canal+. Разумеется, команды как могли протестовали, ибо отмена бесплатных трансляций неминуемо сужала аудиторию, а значит, и спонсорские отчисления. Но потому Берни и стал фактически владельцем чемпионата, что в два счета справляется с любым бунтом. Все, чего в итоге удалось добиться оппозиции,— возможности общедоступным каналам вроде ВВС и RAI делать дайджесты из самых интересных событий и транслировать несколько ключевых гран-при, в то время как платные каналы транслируют гонки в прямом эфире и в полном объеме. Исключение из правил — немецкий RTL, подписавший двухлетний контракт на бесплатную трансляцию всех гонок и квалификаций. Но несмотря на то что сейчас в чемпионате лидирует немецкая команда, немцы все меньше покупают билеты и смотрят F-1 по телевизору.

Менеджмент "Формулы" отказывается признавать очевидное — что телевидение ждет участь печатной прессы и что будущее за интернет-технологиями. Пока еще телеаудиторию удается удерживать "на плаву" за счет новых рынков — Китая, Индии, Мексики и стран Ближнего Востока. Но в Старом Свете их число неуклонно падает. Европейцев раздражает, что они вынуждены смотреть F-1 по платным каналам, хотя даже более рейтинговые турниры — Олимпийские игры и футбольные чемпионаты — транслируются бесплатно. Плюс уже не каждый зритель готов высиживать по два-три часа перед телевизором — интернет-трансляции, доступные на мобильных устройствах, куда удобнее. Скажем, позволяют выбирать точку, с которой ведется трансляция или комментатора.

Но Экклстоун не решается на экспансию во всемирную сеть еще и по другой причине. Он не верит, что интернет, у которого нет единого хозяина, можно так же гарантированно монетизировать и при этом соблюсти авторские права. Два года назад организаторы вроде бы повернулась лицом к болельщикам — в придачу к официальному сайту www.formula1.com появились и YouTube-канал, и Twitter-аккаунт. Но если сравнить сетевую активность F-1, скажем, с футбольными чемпионатами, автоспорт явно проигрывает.

"Хотел бы я знать, раз уж мы начали заниматься этими вещами, насколько они успешны? — вопрошает Экклстоун, явно намекая на програмную речь Жерара Лопеса, экс-владельца команды Renault F1.— Но мы не можем получить какие-либо точные данные. Думаю, мы движемся в нужном направлении, но пока что вслепую. И потому готовы прекратить использовать социальные сети в любой момент". В свое время Лопес выступил с резкой критикой управленческих подходов Экклстоуна.

"Нет смысла критиковать людей за то, что они пытаются получить что-то в интернете бесплатно,— произнес Лопес с трибуны Motor Sport Business Forum в Монако несколько лет назад.— Рано или поздно, но F-1 будет в интернете. И вызов не в том, чтобы отдавать что-то бесплатно, а в том, как извлечь из этого выгоду. Большинство контрактов с ТВ основаны на принципах, устаревших 15 лет назад. Интернет-аудиторией не удастся управлять таким же образом, как и телезрителями. Этот процесс похож на изменения в музыкальном бизнесе, перешедшем в "цифру". Многие люди отказались от привычных СМИ и перешли на интернет".

Видимо, эту перспективу понимает и сам Экклстоун. И поэтому одобрил продажу контрольного пакета своего детища — медиаимперии Liberty Media. "Мы не видим никаких препон для интернет-трансляций, доступ к контенту будет предоставляться по подписке,— прокомментировал планы своей компании Грег Маффей, исполнительный директор Liberty Media.— Еще одна возможность получения прибыли — цифровая область. Сейчас там зарабатывается всего 1% от всех доходов F-1. Есть большие перспективы у игр, у виртуальной и дополненной реальности". Похоже, дни "Формулы" в том виде, в которой мы ее знаем, сочтены.

Сергей Суховский

Вся лента