Правила игры
с транзитными газопроводами в Польше описывает руководитель группы ТЭК Юрий Барсуков
Польское правительство, которое летом уже создало проблемы для проекта Nord Stream 2, затеяло новую сложную игру. Она может помочь Варшаве извлечь максимум дивидендов из трудной ситуации, в которой находится "Газпром" с точки зрения обеспечения транзита газа в Европу. На прошлой неделе Минэнерго Польши опубликовало проект распоряжения правительства, который вводит ограничения на импорт газа из одного источника. До 2023 года максимальный объем таких закупок не должен превышать 70% импорта, а с 2023 года — 33%. Поскольку сейчас "Газпром" обеспечивает более 80% импорта газа в Польшу, речь идет о сокращении его доли: контракт на поставку российского газа в страну истекает как раз в 2022 году. Примечательно, что на два других источника импорта — СПГ-терминал в Свиноустье и виртуальный реверс газа из Германии — новое регулирование не распространится.
Казалось бы, нет ничего нового, опять Восточная Европа хочет энергонезависимости. Но при детальном рассмотрении ситуация выглядит интереснее. Единственным реалистичным способом снизить долю прямых закупок у "Газпрома" до 33% является увеличение виртуального реверса из Германии по газопроводу Ямал--Европа. В этом случае физически потоки газа не меняются, просто польские потребители покупают российский газ у немецких компаний и отбирают его прямо из транзитной трубы (см. "Ъ" от 24 и 27 июня). Поляки убивают сразу трех зайцев: снижают прямую зависимость от "Газпрома", сокращают свои расходы (для Германии цены на российский газ ниже) и обеспечивают загрузку газопровода Ямал--Европа, получая транзитные платежи.
Но есть и проблемы. Контракт на транзит российского газа по газопроводу Ямал--Европа истекает в 2020 году. "Газпром" всегда считал этот маршрут экономически наиболее эффективным, но несговорчивость Варшавы может заставить монополию занять жесткую позицию на переговорах (если у нее к тому моменту будет альтернатива в виде Nord Stream 2). Если же транзит по газопроводу Ямал--Европа будет существенно снижен в пользу Nord Stream 2, возможные объемы виртуального реверса также сократятся. В связи с этим становится понятной непримиримая позиция Варшавы по отношению к Nord Stream 2. Но парадокс в том, что, с другой стороны, и Польша заинтересована в этом проекте. Ведь если "Газпром" после 2022 года вообще откажется поставлять газ в страну по прямому контракту, немецкие потребители не смогут заместить Польше по виртуальному реверсу необходимые ей 7-10 млрд кубометров, так как им самим будет нужен этот газ. А Nord Stream 2 может его дать.
Пока же ситуация выглядит так, что Варшава пытается максимально усилить свою переговорную позицию перед обсуждением с "Газпромом" контрактов на транзит и покупку газа, и вопрос Nord Stream 2 может оказаться в центре этой дискуссии.