Амурским корабелам поможет «голова»
Судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре докапитализируют на 7 млрд рублей
«Амурский судостроительный завод» (АСЗ, входит в ОСК) будет докапитализирован на 7 млрд руб. за два года, заявил его гендиректор Владимир Кулаков. Положение предприятия остается тяжелым, несмотря на выход в 2014 году из банкротных процедур: непокрытые убытки на 1 октября превысили 17,6 млрд руб. при ежегодной выручке 7–8 млрд руб. Транш ОСК поможет компании выполнить достройку двух снабженцев для «Газфлота» в следующем году — на это нужно 3,8 млрд руб. Руководство завода рассчитывает в скором времени получить новые контракты, исполнение которых позволит предприятию избежать возвращения к банкротству.
«Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) докапитализирует в 2016–2017 годах дочернее ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) на 7 млрд руб. двумя равными долями, сообщил вчера гендиректор завода Владимир Кулаков. Деятельность завода в 2016 году «осуществлялась в условиях тяжелого финансового положения, недостаточности средств для достройки сдаточных заказов и отсутствия новых заказов», подчеркнул топ-менеджер. По итогам года объем отгруженной АСЗ продукции по сравнению с 2015 годом упадет на 15,4%, до 7,307 млрд руб., признал он. «В связи с этим утвержден план финансового оздоровления. Докапитализация должна вывести предприятие на новый уровень»,— сказал господин Кулаков.
В 2011–2014 годах ПАО АСЗ (на 99,35% принадлежит ОСК) проходило процедуры наблюдения и внешнего управления. Банкротство было прекращено мировым соглашением с кредиторами, но его последствия ощущаются до сих пор. По данным отчетности за третий квартал 2016 года, АСЗ получил 2,58 млрд руб. выручки при себестоимости работ более 4,4 млрд руб. На конец третьего квартала непокрытый убыток — 17,68 млрд руб., суммарные долгосрочные обязательства — 36,4 млрд руб.
На этом фоне в сентябре АСЗ лишился возможности стать соисполнителем заказа на строительство шести подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота к 2021 году — в ОСК решили отдать его «Адмиралтейским верфям» (Санкт-Петербург). Верфь в Комсомольске-на-Амуре могла рассчитывать как минимум на одну подлодку (стоимостью до 13 млрд руб.), но в корпорации, по данным „Ъ“, решили не рисковать и отдать весь объем работ петербургской верфи как образцовой.
Однако чуть позже ОСК продлило Амурскому заводу другой контракт — на достройку двух судов-снабженцев проекта 22420 для ООО «Газфлот». Владимир Кулаков вчера упомянул о контракте, назвав лишь его суммарную стоимость — 8 млрд руб. Суда для работ с полупогружными плавучими буровыми установками завод строил с 2010 года, их вывели со стапелей в 2013-2014 годах, но заказчик потребовал доработать суда. Дополнительные работы оценены в 3,82 млрд руб. и должны быть завершены в 2017 году.
Сейчас АСЗ выполняет работы по госконтрактам с Минобороны по строительству четырех корветов проекта 20380. Спущенный на воду в мае 2015 года «Совершенный» (заводской номер 2101) проходит швартовочные испытания, «Громкий» (2102) — будет спущен на воду в 2017 году. В июне 2015 года завод получил военный контракт на еще два корвета: «Герой РФ Алдар Цыденжапов» (номер 2103) и «Резкий» (2104). Первый заложен в июле 2015 года, второй — 1 июля 2016 года. По словам источника „Ъ“ в отрасли, кредитную линию на 5,5 млрд руб. под 11% годовых на достройку двух корветов Сбербанк согласовал в октябре, в ОСК господину Кулакову поручили представить план мероприятий по предупреждению банкротства АСЗ и «обеспечить строгий контроль за целевым использованием кредитных средств».
По словам Владимира Кулакова, до 25 декабря станет известен победитель конкурса ГТЛК на два судна стоимостью 10 млрд руб., где АСЗ борется с «Невским заводом». «Это паромные суда — транспортные паромы для линии Холмск—Ванино. Судна должны быть построены в течение трех лет. Будем также участвовать в тендере на постройку пяти крупных рыболовных траулеров для Дальнего Востока, надеемся получить свой кусочек, боремся с „Янтарем“»,— добавил топ-менеджер. Примечательно, что ранее за заказ на паромы изъявлял желание бороться другой местный судостроительный завод — Хабаровский (на 35,56% также контролируется ОСК). Но сейчас на предприятии больше рассчитывают на другой заказ с Сахалина — на два грузопассажирских судна для организации сообщения с Курилами (подробнее см. „Ъ“ от 16 ноября). На ХСЗ перспективы своего участия в конкурсе на паромы не прокомментировали.