«Мы создаем «бесшовное» интернет-пространство»
МТС потратит на 4G в Краснодарском крае 5 миллиардов рублей за три года
Свои планы компания анонсировала в соглашении с администрацией региона на Международном форуме в Сочи. Зачем инвестировать в новые технологии там, где еще не успели привыкнуть к 3G, и что получат абоненты при таких масштабных инвестициях, мы спросили у директора МТС в Краснодарском крае Сергея Ласкавого.
– Сергей, сеть 4G МТС в нашем регионе и так считается одной из крупнейших в стране. Стоило ли так рисковать в условиях экономической турбулентности и вкладывать средства в то, что и так достаточно развито? Или дело в возможных государственных преференциях?
– О каких-либо льготах и преимуществах для компании речи не идет. Для нас имеет значение, что регулятор видит корреляцию развития телеком-инфраструктуры, современных мобильных сервисов с качеством жизни населения. Региону важна уверенность в том, что МТС не сбавит темпов в этом отношении. Но причин для существенного сокращения объема инвестиций у нас действительно нет: Краснодарский край – стратегический для компании регион и традиционно показывает высокую отдачу от вложенных средств. Сейчас LTE от МТС работает в более чем 300 населенных пунктах Кубани, доступ к ней имеют более четырех миллионов жителей края. У нас растет трафик в геометрической прогрессии и за счет новых пользователей, и за счет развития существующих клиентов. При этом мы видим большой потенциал для роста рынка Кубани, потому что «цифровое неравенство» все еще остается актуальным для отдельных районов края.
Сейчас LTE т МТС работает в более чем 300 населенных пунктах Краснодарского края, доступ к этой сети имеют более четырех миллионов жителей региона
– Вы хотите сказать, что готовы сейчас инвестировать в те населенные пункты, куда никто другой не идет? Почему вы идете на такие проекты, если подобные вложения нерентабельны и выглядят, скорее, как некая благотворительная акция.
– Да, традиционно в новые технологии инвестируют начиная с крупных городов. Здесь все понятно и вполне прогнозируемо. Но год назад, запуская 4G в регионе, мы не побоялись прийти туда, куда с новыми технологиями только начинают сегодня двигаться конкуренты, – районы, села, поселки. Вы скажете, что менее рискованно было бы начать с главных населенных пунктов, оценить спрос, но мы поступили иначе. И у нас были для этого основания: мы обслуживаем самое большое количество жителей Кубани, и эти люди живут не только в городах. Сейчас, спустя год после запуска 4G, мы можем говорить о том, что наша ставка была правильной. Очевидно, что в городах потребляют больше трафика на одного абонента. Но в районах мы видим колоссальный прирост data-пользователей за счет 4G: трех-четырехкратный ежемесячно. Люди попробовали действительно быстрый Интернет и уже не намерены отказываться от него.
– Если говорить объективно, «олимпийский мораторий» помешал вашему развитию в регионе? И что изменится для вас и всего рынка, когда он закончится?
– В последние годы мы действительно жили в режиме «олимпийского моратория», когда строить сеть в диапазоне 2600 МГц могли только спонсоры Олимпийских игр – МегаФон и Ростелеком. Можно было сложить руки и ждать окончания срока, но мы нашли выход из ситуации – воспользовались правом строить сети «четвертого поколения» на технически нейтральной частоте 1800 МГц. Несмотря на колоссальные преференции для олимпийских спонсоров, именно мы построили самую большую на сегодняшний день сеть 4G в крае.
Мы не прогнозируем масштабных изменений с точки зрения конкурентной ситуации, МТС по-прежнему – признанный лидер на рынке региона, а окончание моратория просто вернет игроков рынка к равным конкурентным условиям. С окончанием моратория мы включим сеть в диапазоне 2600 МГц: в следующем году у нас запланировано строительство более тысячи таких базовых станций. Объединив новую сеть с уже существующей в диапазоне 1800 МГц, мы получим максимально комфортную на сегодняшний день для пользователей сеть мобильного Интернета со скоростью более чем 100 Мбит/сек.
– Звучит, конечно, позитивно. Но, если говорить начистоту, сети «третьего поколения» на данный момент очень загружены. Это означает, что этой сетью пользуются больше? Не правильнее было бы подтянуть скорости там, а потом идти на следующую ступень?
– Поймите: когда будет сформирована пользовательская потребность, уже поздно будет строить сеть. Абонент не станет ждать: если он купил 4G-смартфон, он хочет пользоваться им сейчас. А это значит, он пойдет туда, где такая возможность у него будет. Поэтому мы должны угадать, что абоненту станет нужно в ближайшее время, и даже подтолкнуть его к решению купить гаджет с поддержкой 4G.
3G сейчас, несомненно, загружены: ведь там «сидит» не только Интернет, но и голос. И устройствами с 3G сегодня действительно пользуется наибольшая часть наших абонентов. В целом в сети Интернет постоянно увеличивается количество абонентов и, конечно, растут их «аппетиты». Если раньше абонент мог позволить себе в рамках объема своего трафика несколько фильмов в месяц, то сейчас условия тарифов позволяют смотреть фильмы хоть каждый день. В том числе и по этой причине мы развиваем 4G как сеть, которая используется исключительно для Интернета.
– То есть 3G и 4G – спутники по развитию?
Несомненно, это параллельное развитие в текущей ситуации. Эти сети взаимно дополняют друг друга: там, где пока нет 4G, абонент не должен остаться без Интернета. Его «подхватит» сеть предыдущего поколения. Можно сказать, что мы создаем «бесшовное» мобильное интернет-пространство, развивая обе сети.
– Это впечатляет, но пока выглядит немного фантастично, тем более на фоне того, что вице-губернатор, отвечающий за вопросы телекома, отметил, что в крае до сих пор есть белые пятна. Это поселки по 100-300 человек, где никакой, даже GSM-связи нет.
– У нас в крае особый ландшафт: горы, ущелья, это повышает сложность планирования архитектуры сетей. Порой найти место для установки базовой станции просто невозможно по причине того, что, к примеру, есть место, откуда сигнал будет «добивать» до цели, но в этом месте нет электричества, чтобы питать этот объект связи. Или это вообще заповедная зона, где не разрешено возведение базовых станций. Поэтому некоторые места в нашем крае для сигнала сотовой связи все еще терра инкогнита. Но мы все равно идем в такие районы, где живут люди, наши потенциальные абоненты: так, до конца 2019 года в планах обеспечить услугами связи более ста труднодоступных сел и поселков.
– И каким образом это произойдет, если нет технических возможностей с точки зрения электропитания?
– В том числе за счет альтернативных решений. Долгое время не было оборудования, позволяющего, например, исключительно за счет энергии солнца обеспечивать питание базовой станции круглогодично. Все истории, которые демонстрировали нам наличие таких базовых станций, скромно умалчивали о том, что объекты питались энергией солнца процентов на тридцать. Все остальное давал привычный дизель-генератор. Мы в МТС вместе с производителем оборудования из Словении реализовали экспериментальный проект, и опыт первого года эксплуатации показал, что базовые станции могут полностью работать, используя энергию солнца. Сейчас такие объекты у нас уже стоят в трех горных поселках. Будем и дальше строить их в местах, где нет традиционной альтернативы.
Мы перенесли фокус развития компании в смежные отрасли, предлагая клиентам решения на стыке нескольких технологий, например, телеком и финансы, телеком и IT
– В соглашении упоминалось о специальной программе развития сети в Красной Поляне. Разве недостаточно того, что было сделано к Олимпийским играм?
– Нет, недостаточно. Во-первых, мы не могли строить там 4G в диапазоне 2600 МГц раньше в связи с вышеупомянутым мораторием. За последний год мы, конечно, развернули там новую LTE-сеть на частотах 1800 МГц , но с учетом повышенного спроса последних лет на отечественные курорты мы видим, что нам надо точечно достраивать сеть, а также расширять емкость сети в наиболее посещаемых туристами местах курорта. Сейчас Красная поляна, как человек в активной фазе роста: только сшили новую одежду, а через пару месяцев она уже опять мала.
– Не могу не спросить о насыщении рынка. Есть ощущение, что на массовом рынке достигнут предел потребления услуг и люди не готовы потреблять еще больше, темпы роста доходов у операторов регулярно снижаются. Как думаете, за счет чего будет развиваться телеком-бизнес в дальнейшем?
– На данный момент на каждого жителя страны, включая стариков и младенцев, приходится по 1,7 сим-карты. На юге это число еще выше. Очевидно, что рост потребления может идти только за счет того, что будет увеличиваться количество устройств с сим-картами.
Именно поэтому мы перенесли фокус развития компании в смежные отрасли, предлагая клиентам решения на стыке нескольких технологий и возможностей различных сетей, например, телеком и финансы, телеком и IT. К примеру, наш проект по обеспечению городского транспорта в Краснодаре Wi-Fi сейчас расширяется до масштабов проекта по интернет-эквайрингу.
Одно из наиболее перспективных направлений – интернет вещей. Здесь мы видим рост, в первую очередь, из-за появления большого количества IoT-устройств, используемых в повседневной жизни обычных людей. Датчики, следящие за состоянием трубопроводов, интернет-навигаторы, данных о пробках, музыкальные приложения, камеры наблюдения за зданиями, системы «Умный дом», терминалы оплаты в магазинах, сигнализации и тысячи других примеров. У меня дома, например, даже чайник уже с сим-картой, включается через СМС. По нашим оценкам, российский рынок «Интернета вещей» будет расти до 40% ежегодно под влиянием двух драйверов – государственных программ и запросов бизнеса. А наиболее перспективные направления будут связаны с госпроектами в области экстренного реагирования при авариях на транспортных системах, реализации законопроектов в области ЖКХ и смарт-счетчиков, при разработке национальной платформы и национальных стандартов для электроники и программного обеспечения.
Дословно
«Администрация Краснодарского края более десяти лет реализует с МТС совместные проекты. Мы уверены в этом партнере и его благона- дежности. Наше соглашение о сотрудничестве позволит более эффективно взаимодействовать в области развития связи, реализовывать совместные социально-экономические проекты, привлекать инвестиции в экономику и налоги в бюджет Кубани. В нашем регионе развита не только предпринимательская деятельность и туризм, здесь также проводится множество культурных и спортивных мероприятий. Поэтому бесперебойно работающая мобильная сеть имеет для нас особое значение. И у жителей, и у гостей края должна быть возможность доступа к максимально передовым технологиям. Кроме того, совместно с администрацией компания занимается ликвидацией так называемого цифрового неравенства, активно развивая мобильную сеть в отдаленных уголках Кубани».
Вице-губернатор Краснодарского края Сергей Алтухов на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016».