Вакцина от рентабельности

ценообразование

Популярность прививок с каждым годом растет. Население, осознав преимущества вакцинации, в текущем году активно прививалось, например, от гриппа. Минздрав задумался о расширении списка обязательных прививок, но, являясь единственным заказчиком вакцин, он приобретает и закупает их по таким низким ценам, что производители иммунобиологических препаратов рискуют оказаться за гранью рентабельности.

Детей нельзя не прививать. Но и в убыток компании-производители вакцин работать не могут

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Законодатель цен

Уже больше пяти лет система ценообразования на вакцины является предметом дискуссии между производителями и государством, которые не могут договориться о формуле цены на иммунобиологические препараты. Производители указывают на то, что из-за критически низких цен на ряд вакцин их производство может остановиться. По словам гендиректора Российской ассоциации фармацевтических производителей Виктора Дмитриева, наибольшие трудности испытывают те компании, которые поставляют вакцины в рамках Национального календаря профилактических прививок (НКПП).

В НКПП входят обязательные прививки для детей и взрослых от 12 инфекционных заболеваний: вирусного гепатита В, туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, пневмококковой инфекции, гемофильной палочки, кори, краснухи, эпидемического паротита, гриппа.

Сложная ситуация с ценообразованием объясняется тем, что единственным покупателем вакцин — напрямую или опосредованно — является российский Минздрав, который выходит на госторги с установленной им ценой. Госзакупки по Нацкалендарю составляют, по оценкам производителей, более 85% объема рынка вакцин в России, а доля коммерческого рынка для большинства вакцин, входящих в Нацкалендарь, не превышает и 10%. При этом с 2010 года государство контролирует цены на жизненно важные препараты, которые входят в перечень ЖНВЛП. Вакцины, попадая в этот список, имеют фиксированную цену, выше которой производитель их продавать не может. Однако даже при таком жестком регулировании стоимости Минздраву удается закупать вакцины по ценам ниже зарегистрированных, поскольку при формировании закупочной документации госзаказчик определяет начальную (максимальную) цену исходя из цен контрактов прошлых лет. У производителей вакцин нет выбора: согласно закону "О контрактной системе", по которому закупаются вакцины, госзаказчик вправе отказаться от заключения контракта с участником аукциона в том случае, если предложение победителя превышает максимальную предложенную заказчиком цену и снижать ее тот отказывается.

Зона рентабельности

Производители вакцин утверждают, что их бизнес терпит убытки. "Цены на некоторые вакцины на данный момент крайне низки, в том числе из-за того, что после девальвации они не были индексированы. Мы уже построили высокотехнологичное производство, реализуем трансфер технологий современных вакцин и разрабатываем собственный продукт, но обеспокоены сложившейся ситуацией",— отмечает президент биофармацевтической компании "Нанолек" (портфельная компания "Роснано") Владимир Христенко.

"Проблема в том, что цена вакцин, по которой Минздрав покупает, оказывается даже ниже себестоимости. Приходится прилагать серьезные усилия к тому, чтобы находиться в зоне рентабельности. Точка невозврата не пройдена, но она рядом",— говорит Кирилл Гайдаш, генеральный директор НПО "Микроген", крупнейшего поставщика вакцин в рамках Нацкалендаря. Предприятие входит в структуру холдинга Национальной иммунобиологической компании ("Нацимбио") госкорпорации "Ростех". По словам господина Гайдаша, цены на поставку вакцин по госконтракту не поднимались последние шесть лет, поскольку заказчик каждый год ориентируется на данные по закупкам прошлых лет, но при этом себестоимость препаратов ежегодно увеличивается. Недоволен ценами госзаказчика и другой поставщик вакцин для Нацкалендаря — НПО "Петровакс Фарм", отмечая, что закупочные цены на вакцины не индексировались и не повышались более шести лет. И являются сейчас одними из самых низких в мире. За рубежом вакцины сравнимого качества стоят в два-три раза дороже, заявляют на предприятии, добавляя, что для компаний, которые производят одно-два наименования, вопрос цены — это вопрос выживания.

Производители иммунобиологических препаратов указывают и на то, что при госзакупках не учитывается специфика технологического процесса производства. Глава ассоциации "Росмедпром" Юрий Калинин уточняет, что существующая система госрегулирования цен не принимает в расчет то, что уже произведенная вакцина имеет ограниченный период использования, а также сложность контроля качества, многостадийность и длительность производства вакцин, не говоря уже о высокой социальной значимости, которая требует соблюдения графика выполнения календаря. Чтобы сохранить производство вакцин в объемах, гарантирующих стабильность поставок в необходимом количестве, нужно сделать его безубыточным, отмечает Юрий Калинин.

Производители вакцин обращались в Минздрав, Федеральную антимонопольную службу (ФАС), указывали на растущие расходы: за последние несколько лет заметно подорожали сырье и материалы, необходимые для производства лекарств, комплектующие. Фармкомпании сетовали на то, что низкие цены лишают их одного из источников финансирования новых разработок и это тормозит развитие иммунобиологической отрасли.

Чиновники пока, как следует из их ответов, исправить ситуацию не могут. Как заявили "Ъ" в ФАС, служба не вмешивается в процесс формирования начальной (максимальной) цены, ее устанавливают сами госзаказчики в соответствии с законом "О контрактной системе". "Более того, ФАС активно выступала за возврат возможности применять оптовые надбавки при поставке лекарств на госторгах. Соответствующие поправки были внесены в конце прошлого года",— напоминает заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская.

Главный госзаказчик Минздрав, говоря о важности прививок и расширении охвата населения иммунопрофилактикой, обращается к цифрам: вакцинация ежегодно экономит до 3% ВВП. Например, в текущем году вакцинация от гриппа пользуется большой популярностью. В Москве, например, ее сделали более доступной, развернув около станций метро мобильные пункты вакцинации. В министерстве уже говорят о том, что в 2019 году в Нацкалендарь могут быть добавлены еще две вакцины — от ротавирусной инфекции и от ветряной оспы. Впрочем, в ведомстве Вероники Скворцовой, понимая проблемы производителей, цены на препараты изменить не могут: их индексация увеличит расходы на Нацкалендарь. "Минздравом были направлены данные по расчетам бюджетных средств, необходимых для достижения нужного уровня охвата иммунопрофилактических мероприятий, однако к настоящему моменту ответа в адрес Минздрава не поступало",— заявили "Ъ" в министерстве. Кроме того, там ссылаются на распоряжение президента N1125-р, в котором "Нацимбио" определена единственным поставщиком иммунобиологических препаратов, который "несет определенные обязательства, установленные указанным распоряжением". "В связи с этим Минздрав считает некорректным комментировать вопрос о приостановлении выпуска вакцин на территории РФ по причине нерентабельности их производства",— отмечают в министерстве.

Горизонт планирования

Производители вакцин приспосабливаются к сложившимся условиям. Старейшее предприятие России, выпускающее вакцины для Нацкалендаря и против социально значимых инфекционных заболеваний, НПО "Микроген" уже провело масштабное сокращение издержек. С осени 2015 года на 50% сокращена численность центрального аппарата, на 20% — численность сотрудников в филиалах, не задействованных в производстве.

В "Нацимбио" "Ъ" рассказали, что оптимизацию издержек в "Микрогене" провели и по расходам, и по доходам. В компании начали развивать конкуренцию поставщиков и убрали моноканалы поставок. В дистрибуции (а коммерческий сегмент "Микрогена" оценивается в 4,5 млрд руб. в 2016 году) подняли цены. "Все это дало синергетический эффект на финансовый результат и в целом взбодрило предприятие",— говорит генеральный директор "Нацимбио" Марьям Хубиева. Несмотря на то что большая часть вакцин НКПП убыточна, "Микроген" нашел возможности для поддержания существующего уровня цен в госконтракте за счет развития новых направлений. Например, релатокс, ботулотоксин российского производства, составляет конкуренцию зарубежным аналогам. Тем более что он может применяться и по медицинским показаниям в неврологии после инсультов, при ДЦП. В пресс-службе компании сообщили, что "Микроген" работает и на экспорт, поставляя вакцины в страны СНГ — Киргизию, Таджикистан, Белоруссию.

Производители вакцин считают, что выжить им поможет планирование госзаказа по аналогии с многолетними госзаказами Министерства обороны. Сейчас закупки вакцин осуществляются на основе одногодичного плана-графика закупок, но производители настаивают на том, что нужен твердый заказ на два-три года вперед. Не имея долгосрочного прогноза потребностей в обеспечении Нацкалендаря прививок, производители сталкиваются с проблемой непредсказуемого спроса, а кроме того, компаниям нужно иметь представление о будущей загруженности производственных мощностей.

"Крайне важен горизонт планирования, поскольку в условиях глобализации производства в оперативном порядке невозможно удовлетворить спрос, возникший в связи с проведением конкретного аукциона с поставкой, например, в ближайшие три-пять месяцев",— отмечает исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков. Понимание производителями вакцин спроса на ближайшую трехлетку поможет скорректировать планы развития компаний, а также привлечь инвесторов.

"Формирование цен на вакцины — проблема общая и для российских, и для иностранных поставщиков. Поэтому мы ждем разработки механизмов долгосрочного планирования закупок, экономически обоснованного подхода к регулированию цен на вакцины, а также мер господдержки производства",— резюмирует Владимир Христенко.

Дарья Николаева

Вся лента