Стоп-отгрузка

розница

На розничном лекарственном рынке кризис тотальной закредитованности. Из-за того, что абсолютное большинство аптек в долгах, страдают в первую очередь пациенты. Ведь главное наказание для должников со стороны дистрибуторов — прекращение поставок самых ходовых лекарств.

Большая часть этого лекарственного изобилия получена аптеками в кредит. А когда кредит не выплачивается, лекарства исчезают. Крайний, увы, пациент

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Лицензия на наркотик

Бытует мнение, что аптечный бизнес выгодный, поскольку лекарств якобы стоит на третьем месте по прибыльности. Но ни на каком другом рынке нет такой кризисной ситуации, как в аптечном бизнесе. Система товарного кредита стала главной и самой слабой составляющей этого сектора фармрынка. Когда отрасль зарождалась в начале 90-х годов прошлого века и аптеки переходили из государственных в частные, появились дистрибуторы, которые и породили порочную систему товарных кредитов. Поэтому все российские аптеки уже многие годы работают в так называемом отрицательном финансовом цикле: получают за лекарства, взятые у поставщика на реализацию, отсрочку платежа. То есть, по сути, они кредитуются дистрибуторами и поэтому находятся в положении постоянных должников.

Иногда аптеки выдерживают условия и оплачивают товар в срок. Но в большинстве случаев идет отсрочка задолженности. "Причина в том, что на лекарства у нас спрос неэластичный. Например, когда в начале года случилась эпидемия гриппа и руководители здравоохранения через СМИ назвали конкретные препараты, которые помогают при циркулирующем штамме гриппа, это вызвало ажиотажный спрос. Аптеки начали заказывать больше лекарств, а грипп пошел на спад, и товар лег на полки. Однако когда спрос был повышенным, дистрибуторы выдвинули новые условия: стали сокращать сроки отсрочки платежа, а в ряде случаев поставляли товар на условиях предоплаты. И если аптека купила товар на условиях предоплаты, а он не продался, то из-за отсутствия достаточного количества оборотных средств аптека начинает задерживать платежи по другим поставкам. В итоге дистрибутор вовремя не получает своих денег",— объясняет Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия".

В кризис условия кредитования ужесточились у всех участников цепочки: поставщиков, производителей, аптек. Банковские кредиты для фармпроизводителей и дистрибуторов резко подорожали, и, как следствие, сроки рассрочек платежей для аптек стали резко сокращаться. В итоге дистрибуторы требуют от фармацевтов перечислять им деньги, например, не через 30, а через 14 дней, а фармпроизводители требуют от поставщиков платить быстрее, чем до кризиса.

Это приводит к тому, что многие аптеки вынуждены сокращать товарные запасы: они перестают покупать расширенный спектр продукции из-за нерентабельности. Поэтому в розницу все чаще не попадают новые товарные бренды. Сложнее всего аптекам-"одиночкам": некоторые из них держатся до тех пор, пока выручка не падает до 2 тыс. руб. в день. Другие уходят с рынка и того раньше.

Сколько аптек закрывается в России ежегодно, подсчитать трудно, ведь если при открытии аптека получает лицензию, то при закрытии в лицензирующий орган об этом не сообщает. И то, что по данному адресу аптечной точки больше нет, нередко выясняется случайно, при проверке.

Но, как правило, в первую очередь закрываются те точки, которые несли высокую социальную нагрузку: имели производственные отделы, лицензию на отпуск сильнодействующих препаратов, то есть обеспечивали обезболивающими онкобольных. При выполнении этих функций аптека не может участвовать в ценовой конкуренции. Иными словами, уходят в основном нужные аптеки. В итоге онкопациентов приходится прикреплять к другим точкам, до которых трудно добираться. Новорожденных детей, которым нужны производственные отделы, нередко приходится переводить на готовые препараты, для них не предназначенные. Уникальная персонифицированная помощь отдельным группам больных становится менее доступной.

Например, в Москве осталось не больше 80 аптек с производственными отделами. А лицензии на торговлю "наркотиками" имеет и вовсе не больше 50 точек. В регионах все гораздо хуже.

Сельский путь

Сегодня на аптечном рынке представлены как крупные игроки (сети), так и средние, и мелкие. И, увы, политика дистрибуторов по отношению к этим игрокам зачастую зависит от их "веса". Очень часто крупным, особенно федеральным, сетям идут навстречу, предоставляя более выгодные условия отсрочки платежей, а с "мелочью" особо не церемонятся. Отсрочки у федеральных сетей порой доходят до 120 дней, в среднем же это 90 дней, тогда как мелким аптекам дают 30, максимум 45 дней. "Процент очень сильно зависит от сети, аптеки и региона. Аптечным федеральным сетям предоставляют более долгосрочные товарные кредиты: дистрибуторы относятся к ним более лояльно, нежели к малым аптечным сетям. Но в долгах все",— уточняет госпожа Неволина.

Это, впрочем, неудивительно. Дистрибуторы стараются страховать себя от разного рода неудач банковскими гарантиями и даже нотариальным заверением этих гарантий, что проще обеспечить крупному игроку.

Эрик Богш, генеральный директор "Гедеон Рихтер" (недавно у компании были судебные разбирательства с дистрибутором "СИА Интернешнл", который не внес оплату за полученные лекарства), поясняет: "В определенных случаях мы просим гарантийные обязательства от банка, гарантийные письма, а при крайней необходимости можем приостановить наши поставки. Всегда очень важным моментом является необходимая осторожность".

Неравенство отражается на динамике развития аптечных предприятий. Возможно, небольшая сельская аптека смогла бы закупать значительно больше лекарств, однако, поставленная в жесткие рамки дистрибутором, она не может себе этого позволить.

Финансовые трудности малых аптек оборачиваются ростом цен на отдельные категории лекарств. Население же предпочитает покупать лекарства в аптеках-дискаунтерах. Депутат Госдумы Александр Тарнавский говорит, что люди ради экономии в пять рублей готовы ехать за препаратом в другой район.

По некоторым оценкам, цены на лекарства за последний год выросли на 70%. При этом аптеки вынуждены выживать в строго установленной наценке на ассортимент жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Производители самых дешевых лекарств тоже страдают: по данным Минпромторга, в России уже перестали выпускать 131 наименование дешевых препаратов, приостановлено 26 производств.

Долговая невинность

В результате кредитного кризиса в цепочке поставок лекарств то тут, то там происходят обманы. Бывает, дистрибуторы обманывают аптеки. Говорят: подпишите временные бумаги о сокращении отсрочки платежа до 14 дней, это нужно для лицензии, а дальше все восстановится. А потом требуют платить как подписано. А бывает и по-другому.

Крупные аптечные сети иногда не выполняют условия оплаты, особенно когда идет процедура слияний и поглощений. Когда "AVE-групп" скупила сеть А5, дистрибуторы погрязли в судебных процессах. Иски по неплатежам доходили до 1,5 млрд руб. Однако новые владельцы не признали долги.

А когда "36,6" слилась с "AVE-групп", а потом поглотила сеть "Старый лекарь", то отказалась выплачивать долги, которые были у купленных аптечных сетей. Из-за этого некоторые дистрибуторы прекратили поставки в объединенную аптечную сеть. А поскольку она представлена в Москве достаточно широко, то в период эпидемии гриппа оказалось, что в этих аптеках практически отсутствовал противогриппозный ассортимент. И у жителей Москвы сложилось ложное впечатление, что противогриппозных средств нет вообще, ведь они посещали аптеки под разными брендами.

Рычаг кредитора

Прекращение дистрибутором поставок (так называемая стоп-отгрузка) — весьма действенный и распространенный механизм наказания аптеки. Впрочем, этим все не ограничивается. Участники рынка по цепочке "отключают" друг друга за неуплату. Производитель перестает поставлять лекарства на склад дистрибутора, а тот — в аптеку, когда хочет проучить ее за не внесенный вовремя платеж.

"В период повышенного спроса у дистрибутора появляется рычаг выдавливания из аптеки всех ее долгов: он прекращает отгружать ей товар, который пользуется спросом, до погашения предыдущих просроченных задолженностей. Дистрибутор переходит на так называемые револьверные поставки: следующая партия товара предоставляется только при погашении предыдущей. Такой пресс, конечно, гораздо труднее выдержать средним и малым аптекам. Некоторые закрываются",— говорит Елена Неволина.

По мнению Розы Ягудиной, профессора, председателя правления региональной общественной организации "Московское фармацевтическое общество", отмечает, что аптеки фактически приравнены к коммерческим объектам: "Система регулирования их деятельности, формирования доходности не создает условий для того, чтобы аптека получала доход не за счет разницы в цене, а за счет своей профессиональной деятельности". Регулирование аптечной отрасли без учета ее особенностей привело к тому, что принятые законы в поддержку конкуренции подорвали ее функционирование. Прогнозировалось, что чем больше аптек появится, тем выше будет конкуренция. "Однако вышло все иначе: аптечные точки теряют мощность, товарооборот, не могут поддерживать необходимый ассортимент лекарственных средств и вынуждены брать кредиты. Если бы аптека была мощной и у нее были хорошие финансовые условия, она бы на лучших условиях заказывала лекарства у дистрибуторов, у нее были бы более низкие цены и больше возможностей по поддержанию ассортимента".

Некоторые аптечные сети, например "36,6", "Аптека-Таймер", постепенно переходят к прямому сотрудничеству с производителями.

Банки правят

В цепочке поставки лекарств потребителю страдают все. Дистрибутор не может дать отсрочку платежа аптеке, если ему самому не дал отсрочку производитель. И если у дистрибутора проблемы с кредитованием, то есть он не может выполнить обязательства по оплате поставленного товара, производитель вынужден просить кредит у государства, чтобы не остаться совсем без денег.

Прежде всего это касается, конечно, отечественных производителей. Доля их препаратов в аптеках уже превышает 50%, если считать в упаковках, и составляет всего 29%, если считать в деньгах.

Наши лекарства дешевле, поэтому и запас прочности у нашей фармы меньше, а значит, меньше свободных оборотных средств. К тому же российским производителям в большинстве случаев гораздо сложнее заложить в цену маркетинговую составляющую: ее придется обосновывать при регистрации цены на препараты из списка ЖНВЛП. Условия на этом рынке сегодня фактически диктуют банки. Субсидии на проценты по банковским кредитам государство пока выдает отдельным производителям. Остальные звенья поставки лекарств потребителям не субсидируются.

Арина Петрова

Вся лента