Как живете, караси?
Русский авангард для детей
На Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction, которая в нынешнем году прошла c 30 ноября по 4 декабря, традиционно насыщенная детская программа, и третий этаж ЦДК на Крымском Валу практически весь отдан детским издательствам.
Но проект А + А издательства Ad Marginem, известного больше книгами по философии и истории современного искусства, заявлен не в детской программе.
В серию входят книги: "Собачки" Веры Ермолаевой, "Рынок" Евгении Эвенбах с текстом Евгения Шварца, "Радио-жирафф" Валентина Катаева с картинками Татьяны Правосудович, "Шары" Осипа Мандельштама с рисунками Николая Лапшина, "Парк культуры и отдыха" Валерия Алфеевского и Татьяны Лебедевой (Мавриной).
— Выбор пяти книг из всего огромного богатства советской детской книги 1920-1930-х годов был продиктован желанием как можно шире показать этот культурный пласт и передать его выразительность,— говорит издатель Ad Marginem Михаил Котомин.— Эти детские книги, проиллюстрированные лучшими художниками-графиками, являются не собственно историческим репринтом оригинальных изданий, но бережным с издательской точки зрения приближением к современности. Благодаря Ильдару Галееву мы нашли оригиналы рисунков, которые потом были литографированы, использовали оригиналы иллюстраций, добавили твердые обложки, реконструировали шрифты, сделали верстку тех страниц, которых не было в оригинальных изданиях.
В книжной иллюстрации 1920-1930-х годов прячется "разгромленный авангард"
Я совершенно уверен в том, что нет никакой отдельной детской литературы, этим мне симпатична детская литература 1920-1930-х годов. Детская книга — то, что родители предлагают детям, то, во что они с детьми играют. С этой точки зрения наши книги — книги для совместного чтения, рассматривания или игры. Кроме того, в каждой из пяти книг есть послесловие, искусствоведческий комментарий эксперта, рассчитанный на взрослых читателей и привлекающий внимание не к автору текста, а к его соавтору — иллюстратору. Ведь в книжной иллюстрации 1920-1930-х годов прячется "разгромленный авангард", и нам было важно показать в этой серии художников русского авангарда, пусть и второго ряда, но не менее важных для истории русского искусства XX века. Мне кажется, нам удалось найти убедительные образы, а если удастся при этом еще и вернуть точку встречи взрослых и детей на пространстве книги, будем считать, что задача серии А + А выполнена.
"Радио-жирафф", изданная в 1926 году — классическая детская книжка: стихи Валентина Катаева отражали новую тогда реальность — распространение клубов радиолюбителей в СССР. Фраза из сборника "Как живете, караси? — Ничего себе, мерси" с легкой руки Владимира Маяковского стала знаменитым мемом задолго до того, как появилось само слово "мем".
Книга "Шары" Осипа Мандельштама, проиллюстрированная Николаем Лапшиным,— возвращение в сферу детского чтения замечательных стихов, которые до этого можно было найти далеко не во всех взрослых сборниках поэта. Для крайне бедствовавшего в 1920-х годах Мандельштама детские стихи ("Шары", "Кухня", "Два трамвая"), может, и были уступкой жизненным обстоятельствам, но сборник "Шары" — легкие, нежнейшие стихи, безо всякой скидки на детскость, безусловно заслуживающие того, чтобы читать и учить их наизусть вместе с детьми.
"Парк культуры и отдыха" 1929 года — книжка-картинка, в ней вообще нет текста. Последнее время такие книги — когда ребенок рассказывает сам о том, что он видит на картинке и сам придумывает разные истории — снова стали очень популярны, их много выходит в зарубежных издательствах.
"Собачки" Веры Ермолаевой тоже "книга для разглядывания". И это будет первое переиздание Веры Ермолаевой, забытой "амазонки авангарда", от творчества которой до обидного мало сохранилось.
В 1918 году Ермолаева основала артель "Сегодня", в которую вошли художники-графики, которые потом, в 1920-х, будут создавать детскую книгу в Петрограде. Это были малотиражные издания, снабженные рисунками и акварелями, иллюстрации доводились вручную. Как ни парадоксально, 1920-е были самым счастливым временем для художников-иллюстраторов. В 1922-1924 годах появились быстро ставшие знаменитыми советские журналы для детей: "Советские ребята", "Новый Робинзон", "Еж" и "Чиж". С ними сотрудничали Хармс, Введенский, Заболоцкий, Олейников, Маршак и Чуковский — приносили сюда свои произведения и доверяли художникам-иллюстраторам. Так от журнала к журналу незаметно выросла целая школа художников (хотя для многих из них, как, например, для Веры Ермолаевой, книжная графика была вынужденным выбором: к ней обращались от невозможности творить в больших формах). В начале 1920-х годов возникает частное детское издательство "Радуга", которое за время своего существования успело выпустить более 400 книг. В 1933-м было создано издательство "Детгиз", и в совокупности это то, что мы называем золотым веком детской книжной иллюстрации в СССР.
Эти книги не нужно объяснять ребенку. Образы, которые мы выбрали, расскажут о себе сами
Правда, был этот золотой век недолог: по времени его окончание совпало с постановлением об упразднении художественных группировок и созданием Союза художников в середине 1930-х.
С этого момента создание детской книги ставится под жесткий идеологический контроль как важная часть задачи по воспитанию подрастающего поколения.
В 1931 году был в первый раз арестован Даниил Хармс как член "группы детских писателей-вредителей". В 1935-м было созвано большое совещание на уровне ЦК ЛКСМ, где перед художниками-иллюстраторами были поставлены идеологические задачи и обозначены рамки, в которых должна была развиваться детская книга. В том же году Вера Ермолаева была арестована по обвинению в антисоветской пропаганде и в 1937 году расстреляна в Карлаге.
Тем не менее 1920-е — начало 1930-х годов — счастливое для книгоиздания время: оно породило множество детских иллюстрированных книг. "Каждый раз находятся художники, о которых мы, к сожалению, ничего не знаем",— говорит Ильдар Галеев.
В отличие от Веры Ермолаевой, Евгения Эвенбах прожила долгую жизнь, однако и ее имя сегодня известно только специалистам. У Эвенбах не было персональных выставок: она считалась исключительно прикладным художником. А была она ученицей Николая Рериха и Кузьмы Петрова-Водкина — это говорит о многом и очень чувствуется в ее стиле и работе с цветом. Книга "Рынок", вышедшая в 1926 году в издательстве "Радуга", интересна тем, что родилась из альбома рисунков художницы, а не как иллюстрация к готовому тексту. Рисунки, вдохновленные ожившим (благодаря НЭПу) рынком в Нижнем Новгороде, настолько понравились в издательстве, что к ним решили заказать текст и пригласили молодого тогда еще Евгения Шварца, который блистательно расширил границы рынка и создал целый мир с помощью коротких и энергичных поэтических текстов. После первого издания в 1926 году художница добавляла иллюстрации и сделала несколько вариантов обложек для переиздания в 1930-м, которое не состоялось: "Радуга", увы, закрылась. С помощью Ильдара Галеева издатели разыскали не вошедшие в первое издание рисунки и включили их в послесловие, тем самым реконструировав идею автора.
Иллюстрации из детских книг остаются с нами на всю жизнь, создают ту самую насмотренность, которая по мере взросления будет дополняться другими средствами, и чем больше багаж, чем разнообразнее были иллюстрированные книги детства, тем лучше ребенок воспринимает впоследствии различные художественные стили и исторические эпохи.
В случае серии А + А, с одной стороны, важен исторический контекст создания этих книг — эпоха, о которой мы еще не научились рассказывать своим детям. С другой стороны, этот период в искусстве основан прежде всего на интуитивном восприятии, чем и близок детям. "Эти книги не нужно объяснять ребенку. Образы, которые мы выбрали, расскажут о себе сами",— уверен Михаил Котомин.
Ну а чтобы закрепить результат, после прочтения всей серии А + А смело ведите ребенка в музей знакомиться с художниками русского авангарда и получайте удовольствие сами.