ТоАЗ выиграл на Украине
Предприятие доказало в суде незаконность украинской надбавки за транзит аммиака
Высший административный суд Украины признал недействительным приказ Минэкономразвития Украины, отменив таким образом надбавку к тарифу за транзит аммиака по территории страны. Соответствующего решения добился ОАО «Тольяттиазот», у которого в 2015 году возникали сложности с поставками продукции на экспорт из-за того, что «украинская сторона манипулировала» ценами за транспортировку аммиака. Теперь предприятие намерено взыскать убытки, понесенные за время действия отмененного приказа.
ОАО «Тольяттиазот» (крупнейший производитель аммиака в России, ТоАЗ) сообщил, что Высший административный суд Украины (ВАСУ) 15 ноября полностью удовлетворил кассационную жалобу предприятия на решения судов двух нижестоящих инстанций по спору с Министерством экономического развития и торговли Украины. В частности, суд признал недействительным приказ ведомства «О надбавке к тарифу за транзит аммиака трубопроводным транспортом через территорию Украины» от 18 августа 2015 года. «Таким образом отменена надбавка в размере более $8 за транзит одной тонны аммиака по территории Украины, действовавшая в отношении продукции ОАО „Тольяттиазот“ более года», — уточнили в пресс-службе ТоАЗа, добавив, что решение ВАСУ вступило в законную силу.
Напомним, продукция «Тольяттиазота» поставляется на экспорт по аммиакопроводу «Тольятти—Одесса» протяженностью 2417 км. Украинский участок принадлежит компании «Укрхимтрансаммиак» и проходит по семи областям. В 2015 году у ТоАЗа возникли сложности с поставками. Как ранее пояснял в интервью „Ъ“ генеральный директор ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» Вячеслав Суслов, произошло это из-за того, что «украинская сторона по своему усмотрению начала манипулировать своим транзитным статусом». «Это был спор двух хозяйствующих сторон — „Укрхимтрансаммиак“ и нашего давнего стратегического партнера ОАО „Трансаммиак“. Вопрос банальный — повышение цен за транспортировку, за транзит аммиака. Я думаю, это было сделано специально, чтобы „Трансаммиак“ согласился на их условия. Мы были вынуждены остановить агрегаты, потому что нам просто некуда было девать свою продукцию. Насколько мне известно, коллеги из „Трансаммиака“ торговались, сколько могли, но были вынуждены принять условия украинской стороны. Это очевидно негативно сказалось на расходах ОАО „Трансаммиак“, а соответственно и на наших расходах», — пояснял господин Суслов, добавляя, однако, что, несмотря на происходящее, показатели экспорта аммиака по итогам 2015 года остались на уровне показателей 2014‑го.
Комментируя решение ВАСУ, Вячеслав Суслов отметил, что «снижение платы за тариф делает продукцию ТоАЗа более конкурентоспособной с учетом текущего уровня цен». «Также решение ВАСУ позволит нам потребовать от украинской стороны возмещения убытков, которые „Тольяттиазот“ понес за время действия этого приказа», — добавил господин Суслов.
Руководитель практики разрешения споров бюро А2 Мария Сидорова отмечает, что в делах по возмещению убытков речь в первую очередь идет о наличии доказательственной базы со стороны истца. «Если „Тольяттиазот“ действительно располагает документами, подтверждающими реальный ущерб компании, то стоит задуматься об обращении в суд за взысканием таких убытков», — считает юрист.
«Привязка к украинскому транзиту и украинскому же порту для российского экспортоориентированного предприятия является большой проблемой, поскольку в отсутствие альтернатив тольяттинскому химическому гиганту придется мириться с любыми навязываемыми ему условиями», — напоминает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Нивелировать эти риски предприятию, по его словам, может проект строительства комплекса по перевалке аммиака и карбамида в порту Тамань (Краснодарский край). Работы начались еще в 1999 году, однако в 2005 году по независящим от предприятия причинам строительство было заморожено. Реализацию проекта ТоАЗ возобновил в 2015 году.
Предприятие намерено ввести в эксплуатацию две очереди терминала: для перевалки аммиака и для перевалки карбамида, грузооборот которых составит 2 млн и 3 млн тонн в год соответственно. Часть ключевых объектов уже построена, прошла экологические экспертизы. До 2020 года обе очереди терминала должны быть введены в эксплуатацию. Руководство ТоАЗа также рассматривает возможность строительства после этого срока третьего этапа комплекса с увеличением грузооборота до 13 млн тонн в год.
Комплекс включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России до 2020 года». Финансирование полностью осуществляется за счет внебюджетных средств. Общий объем инвестиций, по подсчетам ТоАЗа, может составить более $300 млн.
О ситуации с повышением тарифов для ТоАЗа за транзит аммиака трубопроводным транспортом через территорию Украины летом этого года губернатор Самарской области Николай Меркушкин докладывал президенту РФ Владимиру Путину. «Украинская сторона ставила дополнительные условия, и за два года цена перекачки увеличилась более чем в три раза», — пояснял тогда глава региона. По итогам встречи Владимир Путин поручил рассмотреть возможные варианты реализации проекта по строительству ветки аммиакопровода в обход Украины.