Авиапром наводят на зарубежные цели

Отрасли показали проект ее стратегии до 2030 года

Минпромторг разработал новую стратегию авиапрома до 2030 года. Чиновники признают, что нынешняя модель отрасли низкоэффективна, а ресурсы государства для ее поддержки весьма ограничены. Поэтому в дальнейшем господдержку предлагается ограничить приоритетными направлениями — НИОКР, послепродажное обслуживание, и активнее вовлекать в авиапром частный бизнес, в том числе для приватизации. Кроме того, Минпромторг признает, что внутренний рынок недостаточно масштабен, и предлагает сосредоточиться на развитии экспорта продукции авиапром — в том числе комплектующих.

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

Минпромторг во вторник опубликовал обновленный вариант стратегии развития авиапрома до 2030 года. Документ учитывает «масштабные изменения», как в России, так и мире — завершение консолидации отрасли, выход на рынок новой гражданской и военной продукции, появление новых стран-конкурентов.

В документе признается, что текущая модель отрасли «требует трансформации». В первую очередь необходимо создать развитую систему отечественных поставщиков, а производители комплектующих должны «встроиться в международное разделение труда». Поэтому внутренний рынок в стратегии-2030 оценивается только как «якорный» — из-за недостатка его масштаба предприятиям нужно параллельно осваивать внешние рынки.

Авторы документа также отмечают, что финансовые ресурсы государства ограничены, возможности «существенного увеличения бюджетного финансирования» также лимитированы. В этих условиях предлагается повышать конкурентоспособность за счет господдержки НИОКР, продаж и послепродажного обслуживания техники. При этом новое поколение поставщиков должно быть способно «работать с рыночным заказчиком (авиатехники.— “Ъ”), а не только на авиапром». Государство будет поддерживать экспортно-ориентированные капиталоемкие проекты в гражданском авиапроме и в рамках создания продукции двойного назначения «в высокой стадии готовности». Кроме того, в отрасль предлагается привлечь частный бизнес, за счет которого «будут частично приватизированы интегрированные структуры и их дочерние компании» — поставщики второго—четвертого уровней. Впрочем, доля частных инвестиций «будет зависеть от конкретных целей».

Если задачи стратегии будут выполнены, то в Минпромторге рассчитывают, что до 2025 года выручка предприятий авиапрома будет расти на 8–9% в год, а в 2026–2030 годах — на 5–6% в год. Таким образом, за весь период до 2030 года суммарная выручка российского авиапрома достигнет 2,6 трлн руб., а доля экспорта за счет поставок финальной продукции и комплектующих превысит 40% ($14,4 млрд).

Елизавета Кузнецова


Бюджет встает на крыло

Правительство в середине октября сформировало перечень проектов в гражданском авиапроме, которые смогут рассчитывать на бюджетную поддержку. Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») в 2017 году может получить госгарантии почти на 900 млн руб. для производства двигателя ПД-14, предназначенного для самолета МС-21. Из бюджета также выделят свыше 10 млрд руб. на производство Ил-114 и чешского L-410, выпускаемого структурами «Ростеха» на Урале. Читайте подробнее

Взлет на нефтегазовой игле

Правительство отыскало новый источник финансирования для реанимации проектов советского авиапрома. Минфин предложил взять деньги для строительства самолетов Ил-114, Ил-96 и двигателя ПД-35 из дивидендов «Роснефтегаза» и «сверхпоступлений» компании от приватизации 19,5% акций «Роснефти». По данным "Ъ", основная часть средств уйдет на турбовинтовой Ил-114. Это не первый случай, когда государство вынуждено докапитализировать авиапром. Читайте подробнее

Вся лента