Космическая бронза

Россия потеряла лидерство по запускам ракет

Россия теряет позиции на рынке космических запусков. По итогам этого года страна впервые уступит по числу стартов ракет-носителей Соединенным Штатам и Китаю, сообщил первый замглавы Роскосмоса Александр Иванов. Сколько денег теряет Россия на этом, выясняла Альбина Хазеева.

Фото: Пресс-служба Роскосмоса

Во второй половине 90-х и начале нулевых США несколько раз становились лидером по количеству ежегодных космических пусков. Однако с 2003 года Россия удерживала мировое первенство. До половины стартов осуществлялись в интересах зарубежных заказчиков — операторов спутниковой связи. Около года назад глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил, что страна занимает 35-40% рынка пусковых услуг и будет пытаться сохранить эту долю. Эксперты предсказывали, что это будет непросто. Задел, созданный в советские времена, не бесконечный, при этом конкуренция усиливается, отметил руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

"В связи с появлением новых конкурентов среди американских частных фирм, из-за роста активности Китая и Индии, так получается, что в этот годи и, видимо, в следующий у нас число запусков будет уменьшаться", — сообщил Моисеев.

Главный тяжелый космический извозчик в России — ракета "Протон-М". Еще недавно стоимость ее выведения составляла в среднем $95 млн. Весной прошлого года в Роскосмосе заявили, что запуск пошедевел до $70 млн. Это удалось благодаря реформированию Центра имени Хруничева и ослаблению рубля. Однако заказчики начали терять доверие к российскому аппарату, заявил редактор-обозреватель журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов.

"Разумеется, привлекательность "Протона" повысилась чисто финансовая. Но у него не очень хорошая репутация, к сожалению, сложилась за последние годы. Если посмотреть статистику, то оказывается, что примерно каждый десятый пуск "Протона" заканчивался аварией. Это недопустимо много по мировым масштабам", — сообщил Лисов.

На запуск спутников с помощью ракет-носителей приходится около 2% мирового рынка космических услуг. В зависимости от года Россия могла зарабатывать на этом $1-2 млрд. Сумма не критическая, но довольно весомая, подчеркнул гендиректор компании "Космокурс" Павел Пушкин.

"Если говорить в процентном соотношении от всего финансирования отрасли, они давали нам не так много, хотя это для отрасли достаточно плохо, потому что это потери рабочих мест, снижение зарплаты. Оно в принципе ощутимо, но не так, чтобы это было катастрофично", — считает Пушкин.

Запуск ракет-носителей был единственным сегментом рынка космических услуг, где Россия занимала первое место. В 2007 году Сергей Иванов, который тогда был первым вице-премьером, заявил, что страна не должна довольствоваться ролью космического извозчика. Однако пока получается, что даже это свое преимущество Россия начинает терять. По словам первого замглавы Роскосмоса Александра Иванова, уменьшение количества пусков связано с постановкой других приоритетов. Главная задача в рамках федеральной космической программы — создание множества орбитальных группировок.

Картина дня

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...