Уроки экспорта
Малые и средние предприятия продолжают расширять свои рынки сбыта. Сегодня представители МСБ успешно экспортируют продукты питания, строительные материалы, спецтехнику и другие товары, в экспортную деятельность активно включается региональный МСБ. Экспортный потенциал юга России эксперты считают одним из самых высоких среди регионов РФ, в том числе и благодаря реализуемой Российским экспортным центром программе обучения предпринимателей.
Хорошо, но мало
По оценкам российского экспортного центра (РЭЦ), регионы Российской Федерации являются основным источником роста экспорта, они обеспечивают до 85% несырьевого экспорта всей страны. «Эти показатели достигаются в основном за счет крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, ведущих свою деятельность в регионах. В свою очередь, потенциал региональных организаций МСП на данный момент не до конца реализован. Их непосредственный вклад в несырьевой экспорт составляет всего 0,5%»,— отмечает Алиса Никитина, директор Образовательного проекта РЭЦ.
Юг России является одним из крупнейших в стране несырьевых экспортеров. Так, по данным Южного таможенного управления (ЮТУ), в январе-июне 2016 года стоимостные объемы экспорта ЮФО оценивались в $5,5 млрд. Основные объемы экспортных поставок в этот период обеспечили Ростовская область (44,4% стоимости), Краснодарский край (42,1%) и Волгоградская область (10,6%). Товарная структура экспорта в основном представлена минеральными продуктами — 38,1% стоимости, продовольственными товарами и сельхозсырьем для их производства — 36,7%, металлами и изделиями из них — 10,1%, химической продукцией — 6,3%, машиностроительной продукцией — 5,1%.
Согласно статистике ЮТУ, в объеме экспорта растет доля сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, в первом полугодии текущего года в стоимостном объеме экспорт этой продукции составил $2 млрд, то есть более трети от общего объема (117,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Ведущие экспортеры сельскохозяйственных товаров — участники ВЭД Ростовской области (62,5% стоимости) и Краснодарского края (31,9%).
Доля МСБ в общем объеме экспорта в стоимостном выражении составляет примерно $50 млн. Сумма немалая, тем не менее это всего около 1% (в среднем по России, по оценкам РЭЦ, этот показатель составляет 0,5%). При этом эксперты уверены, что составляющая МСБ в экспортной деятельности может быть значительно больше. По мнению генерального директора РЭЦ Петра Фрадкова, до 30%. Российский экспортный центр ставит перед собой задачу реализовать в максимально возможном объеме экспортный потенциал МСБ. «Очевидно, что значительная часть экспортеров расположена именно в регионах, и поэтому мы планируем активно наращивать там наше присутствие — как за счет создания собственных представительств, так и используя возможности региональных торгово-промышленных палат и других компонентов региональной инфраструктуры»,— подчеркивает Петр Фрадков.
Освоение ВЭД
В РЭЦ отмечают, что сегодня российский предприниматель умеет создавать продукт, способный конкурировать с аналогичным зарубежным товаром не только по цене, но и по качеству. «Невысокие результаты экспортной деятельности российского малого и среднего бизнеса во многом связаны с тем, что зачастую предприниматели просто не знают, как именно выходить на мировые рынки. В РЭЦ поступают запросы самого разного характера: от поиска партнера до просьб о помощи с юридическим оформлением грузов, получением патента, проведением маркетинговых исследований и т. п. Все это явно свидетельствует о том, что представители МСП в регионах нуждаются в специализированной государственной поддержке, в том числе в части образования и информирования»,— уверена Алиса Никитина.
Задачу в предоставлении региональному МСБ качественных знаний для успешного и эффективного старта экспортной деятельности решает Образовательный проект РЭЦ, который является одной из мер нефинансовой поддержки экспортеров. Сегодня проект реализуется в 13 регионах Российской Федерации, где проводится обучение по образовательной программе, разработанной с учетом международного опыта обучения экспортно ориентированных компаний и при участии ведущих российских экспертов в области экспорта. Программа охватывает все сферы экспортной деятельности и всецело посвящена экспортной тематике.
В ходе конференции «Государственная поддержка региональных экспортно ориентированных предприятий на зарубежных рынках» было отмечено, что Ростовская область за три квартала 2016 года увеличила экспортные поставки почти на 17%, заняв лидирующую позицию среди регионов РФ. В начале 2016 года регион стал одной из пилотных площадок, где реализуется образовательная программа для начинающих экспортеров. «В рамках реализации образовательной программы очное обучение по первым пяти курсам прошли более 70 представителей предприятий малого и среднего бизнеса, заинтересованных в старте экспортной деятельности»,— рассказывает эксперт Образовательного проекта Российского экспортного центра (РЭЦ) по работе с регионами Муталиб Курахов. Специалисты РЭЦ связывают успехи донского МСБ в развитии внешнеэкономической деятельности в том числе и с повышением уровня знаний.
Стоит отметить, что в целом по России за неполный год работы образовательного проекта очное обучение прошли почти 600 представителей региональных компаний, а дистанционный курс прослушали свыше 1,5 тыс. человек.
Деньги на экспорт
Помимо информации и компетенций, для успешного выхода на внешний рынок МСБ необходимы простые и эффективные финансовые инструменты: кредитование, страхование, госгарантии. Сегодня инфраструктура финансовой поддержки экспорта активно развивается.
«В России сложилась уникальная ситуация, когда экспортировать свою продукцию очень выгодно. В последние два года мы наблюдаем постоянный рост компаний, которые занимаются экспортом, и появление новых игроков на рынке. Это касается не только сырьевого сектора, но (и даже в большей степени) несырьевых продтоваров. Для банка ВТБ предприятия-экспортеры — один из основных приоритетов»,— поясняет управляющий ростовским филиалом ВТБ Юрий Авдеев. Банки считают экспортеров желанными клиентами и разрабатывают различные программы их финансирования.
«Банки очень заинтересованы в сотрудничестве с клиентами-участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Серьезные крупные игроки банковского рынка готовы поддержать клиента на всех этапах исполнения его международного контракта, мы можем предоставить финансирование как в России, так и за рубежом для его компании-партнера,— рассказывает Виктория Назаренко, директор по работе с корпоративными клиентами Южного филиала Росбанка.— Экспортеры могут воспользоваться всеми видами гарантий, аккредитивов. Банки могут предложить валютно-обменные операции, валютный контроль, хеджирование валютных рисков. Клиенты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, получают выгодные тарифы на основе комплексного обслуживания. Ряд банков оказывает своим клиентам консультационную поддержку. Для нас важно информировать руководителей бизнеса о состоянии рынка, новых тенденциях, возможностях и решениях, предлагаемых банком для поддержки их деятельности в текущих экономических условиях». Однако если предприятия из сегмента крупного бизнеса и многие из среднего не испытывают проблем с кредитованием, то для большинства малых предприятий процентная ставка по кредиту слишком высока.
По мнению представителей РЭЦ, сегодня конкурентоспособным показателем является размер ставок в рублях — 9% и около 3% — в иностранной валюте. Далеко не все коммерческие банки готовы кредитовать клиентов на таких условиях. Одним из решений в данном случае является организация синдицированного кредита Росэксимбанка (структура РЭЦ) совместного с коммерческим банком. Сейчас эта схема отрабатывается в регионах, в частности одним из пилотных регионов стала Ростовская область.
Даже при условии успешного решения проблемы с финансированием у экспортеров из числа МСБ все еще останутся проблемы. Представители МСБ, начинающие экспортную деятельность, выражают надежду на сокращение сроков возврата НДС, ожидают снижения пошлин, заинтересованы в более доступных тарифах на внутренний морской и железнодорожный транспорт. Если к решению этих проблем власти федерации и регионов подойдут так же, как и к решению проблем информирования и финансирования, то добиться показателя участия МСБ в экспорте в 30%, озвученного Михаилом Фрадковым, вполне реально, считают предприниматели.