Бюджеты болезни и старости
Дольше живущее и чаще болеющее население увеличивает нагрузку на госфинансы
Несмотря на увеличение спроса населения стран ЕС на медицинскую помощь, европейские системы здравоохранения испытывают недостаток прироста расходов на финансирование, фиксирует в своем докладе ОЭСР. Поддержание уровня здоровья у стареющего населения стоит все дороже из-за увеличения числа хронических заболеваний и стоимости их лечения. Россия в ближайшем будущем столкнется с проблемами, аналогичными мировым, но пока решения властей РФ не вполне соответствуют глобальным тенденциям: к примеру, уже начатое в ЕС повышение пенсионного возраста в России только начинает обсуждаться.
Дальнейшее увеличение продолжительности и качества жизни потребует от правительств стран ОЭСР существенных вложений в превентивную медицину и в уход за больными с хроническими заболеваниями. Такие выводы содержатся в докладе ОЭСР "Взгляд на здравоохранение: Европа 2016" ("Health at a Glance: Europe 2016").
На данный момент системы здравоохранения в странах ОЭСР находятся под двойным давлением — социальным и экономическим. С одной стороны, темпы прироста расходов на национальное здравоохранение в странах Европы снизились после кризиса 2008 года (впрочем, на 2015 год в ЕС они составили 9,9% ВВП, что на 2,2 процентных пункта больше, чем десять лет назад). С другой — поддержание удовлетворительного уровня здоровья у стареющего населения стоит все дороже из-за увеличения числа хронических заболеваний и стоимости их лечения. Так, средняя продолжительность жизни в странах ЕС увеличилась более чем на шесть лет за последнюю четверть века — с 74,2 года в 1990 году до 80,9 года в 2014-м. В результате доля населения EC в возрасте старше 65 лет увеличилась с менее чем 10% в 1960 году до почти 20% в 2015 году, а к 2060 году возрастет почти до 30%. Сейчас около 50 млн граждан ЕС страдают двумя или более хроническими заболеваниями, и большинство из этих людей старше 65 лет.
Одновременно с этим относительно недофинансированным остается и лечение населения в трудоспособном возрасте — так, неинфекционные заболевания приводят к преждевременной смерти более чем 550 тыс. человек трудоспособного возраста ежегодно в странах ЕС. Это, в свою очередь, приводит к потере 3,4 млн потенциально продуктивных лет жизни, или €115 млрд в год для стран ЕС (авторы доклада отмечают, что эта цифра не включает потери от более низких уровней занятости). Кроме того, хотя большинство стран ЕС достигли полного покрытия населения системой здравоохранения, в некоторых (на Кипре, в Греции, Болгарии и Румынии) более чем 10% населения не имели регулярного доступа к медицинской помощи. Обеспечение всеобщего доступа к медицинской помощи также зависит от числа медицинских работников, обладающих необходимыми навыками. Однако хотя число врачей на душу населения увеличилось за последнее десятилетие почти во всех странах ЕС (в среднем на 20%), среди них доля специалистов росла быстрее, чем доля персонала первичного звена помощи.
Россия в ближайшем будущем столкнется с проблемами, аналогичными мировым. Так, по оценкам Минздрава, доля россиян старшего возраста уже сейчас составляет 23,5% населения страны. А в 2016-2019 годах рынок труда будет ежегодно терять около 900 тыс. работников. При этом пока решения российского правительства не вполне соответствуют мировой тенденции: повышение пенсионного возраста, которое уже была начато в большинстве стран ЕС, в России только начинает дебатироваться, и вряд ли будет проведено раньше 2019 года. В то же время финансирование отрасли из бюджета снижается. Использование же новых подходов, призванных более эффективно управлять расходами системы,— оплата лечения по клинико-статистическим группам, информирование граждан о стоимости оказанных им услуг, система ОМС+ — пока вообще не принесло ощутимых позитивных эффектов (подробнее см. "Ъ" от 22 апреля).