"Участники нормандского формата ждут, что скажет Трамп"

Нормандская встреча в Минске закончилась безрезультатно. Между сторонами по-прежнему нет согласия по главным вопросам урегулирования конфликта в Донбассе: местным выборам в непризнанных республиках и контроле над границей. Политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Дмитрий Дризе считает, что никакого продвижения не будет, пока Дональд Трамп не определится со своей позицией.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Прорыва давно уже никто ни ждет. Нормандская встреча в очередной раз закончилась ничем. Такой результат не вызывает удивления. Итогом, как обычно, стали дежурные заявления о продолжении разработки "дорожной карты". Внимание участников сосредоточено в основном на технических вопросах, например, о доступе в зону противостояния сотрудников Красного Креста. При этом у сторон по-прежнему разное видение плана урегулирования конфликта, а без этого никакое продвижение невозможно. Это все понимают, тем не менее, продолжают переговоры.

Украина требует восстановить свой контроль над границей между Россией и Донбассом, а Москва отсылает к минским договоренностям, где написано — сначала особый статус территорий и выборы на них и лишь затем — граница. В разделе "Главное" можно выделить заявление Сергея Лаврова относительно вооруженной миссии ОБСЕ — ее не будет. Этот вопрос считался компромиссом: якобы Россия и непризнанные республики согласны разместить в ДНР-ЛНР вооруженную миссию ОБСЕ для охраны украинских агитаторов на местных выборах. Однако, видимо, с этим не получается.

Понятно, что участники формата ждут, что же скажет Дональд Трамп. И вот в этом самая главная проблема. Линия будущей администрации Соединенных Штатов абсолютно не ясна. Если раньше миллиардер-кандидат выступал практически с пророссийских позиций, то теперь новый глава Белого дома может, как минимум, скорректировать свои взгляды. Это добавляет неопределенности, что всегда есть негативный фактор.

До выборов в США в России была популярна фраза — Украина под внешним, читай — американским, управлением. И это, кстати, не так уж плохо, потому что вот сейчас, в период неопределенности, риски нового обострения существенно возрастают. Тем более, что и главные участники нормандского формата — Германия и Франция — погружаются в череду выборов. При том, что в заслугу формату можно поставить тот факт, что он все-таки мог предотвращать совсем уж серьезные обострения с угрозой открытой конфронтации. Так, например, было с делом так называемых украинских диверсантов летом нынешнего года. И новое испытание не заставило себя ждать: Киев затеял ракетные стрельбы над Крымом. Быстрее бы уж Трамп сформулировал бы свою позицию.

Вся лента