Все за одного
Можно ли заработать на флешмобах
Пользователи соцсетей запустили откровенный флешмоб. Его участники фотографируют себя обнаженными в зеркале, при этом они выставляют палец таким образом, чтобы прикрыть интимные места. За последний месяц в Сети набрали популярность сразу несколько необычных акций. Кто заинтересован в проведении флешмобов и можно ли на них заработать, разбиралась Альбина Хазеева.
Пока некоторые пользователи ищут правильный ракурс для акции "Из одежды только палец", другие — натягивают серые спортивные штаны и засовывают в них различные предметы. Флешмоб на тему "треников" проходит сейчас в Twitter. Компании пытаются использовать такой инструмент — при минимальных затратах можно достичь впечатляющего рекламного эффекта. Правда, успешных примеров пока практически нет. Придумать идею, которая объединит сотни и тысячи интернет-пользователей, мало кому удается, отметил руководитель отдела "Интернет и СМИ" Lenta.ru Владимир Тодоров.
"Очень много флешмобов устраивают всякие компании, та же Coca-Cola постоянно этим грешит. Но пока большинство корпораций, не связанных с интернетом, очень плохо понимают вирусный маркетинг, и все эти попытки запустить флешмобы искусственно, у них как раз не проходят. Людям просто неинтересно в них участвовать. Должно быть нечто необычное, провокационное и любопытное", — рассказал Тодоров.
Пожалуй, самым заметным флешмобом последних месяцев стал Mannequin Challenge. Русскоязычный вариант получил название "Останови время". Действующие лица замирают в разных позах, пока их снимают на видео. В России акцию поддержали, в частности, сотрудники МЧС, Московский метрополитен и депутаты Госдумы. Присоединяться к удачным флешмобам тоже может быть выгодно с имиджевой точки зрения, подчеркнул владелец блогер-агентства Abrikos Media Ярослав Андреев.
"Во-первых, увеличивается лояльность аудитории, так или иначе, к бренду. Потому что люди видят, что бренд близок к народу или к каким-то таким вещам. Плюс у всех этих историй всегда есть хэштеги, всегда есть просмотры, всегда есть повышенный интерес. Люди очень любят пересматривать, кто еще что делал. Таким образом, бренд может получить дополнительное вовлечение, дополнительные просмотры, дополнительную новую аудиторию", — считает Андреев.
Флешмобы нередко носят весьма странный характер. Недавно пользователи Twitter, к примеру, увлеклись строительством колец из чипсов Pringles. Имеет ли к этому отношение сам производитель, не известно. Считается, что участники таких акций хотят развлечься, ощутить причастность к общему делу, почувствовать свободу от стереотипов и самоутвердиться. Сыграть на этом могут, прежде всего, очень влиятельные бренды, уверен гендиректор агентства PRT Глеб Сахрай.
"Хороший флешмоб был, когда "Звездные войны" промотировались, и каждый человек мог менять свою аватарку на такое вот лицо с лазерным мечом впереди. Новостным поводом был выход "Звездных войн", а это такое же культурное явление, то есть, это, с одной стороны, маркетинг, конечно, и за "Звездными войнами" стоят киностудии, прокатчики и так далее, с другой стороны, это уже культурный феномен. То есть за каждым флешмобом должен стоять какой-то серьезный повод, какое-то социальное явление и так далее", — поделился Сахрай.
Идеология флешмоба предполагала, что он находится вне политики, экономики и религии. Однако об этих принципах давно забыли. К примеру, в начале этого года после резких высказываний Рамзана Кадырова в адрес внесистемной оппозиции некоторые знаменитости запустили акцию "Кадыров — патриот России". Фотографии с такими плакатами опубликовали депутат Ирина Яровая, режиссер Федор Бондарчук, певец Николай Басков и рэпер Тимати.
Наиболее успешным с коммерческой точки зрения стал глобальный флешмоб Ice Bucket Challenge. Интернет-пользователи обливались ледяной водой и выкладывали видео в социальные сети. Целью акции было привлечь внимание к редкому заболеванию и побудить людей сделать пожертвования в благотворительный фонд. Всего за месяц в Сети появились тысячи роликов, которые получили миллионы лайков. Фонд собрал почти $80 млн, а число новых жертвователей превысило 1,5 млн человек.