Игра на цифрах
Инновации
Информационные технологии меняют спортивную индустрию. Многие виды спорта уже не могут жить без цифровых данных и их анализа. Самые прогрессивные в этом смысле — гонки болидов, бейсбол, баскетбол, футбол. Аналитика больших данных распространяется дальше. Теперь эти технологии пришли и в хоккей.
Воля к победе
Российский проект Iceberg Hockey, анонсированный в ноябре, претендует на то, чтобы стать стандартом международной хоккейной аналитики. Соучредитель компании Iceberg Sports Analytics Владислав Мартынов отмечает, что рынок спортивной аналитики только начинает формироваться, по итогам 2015 года его объем составил около $145 млн. Ожидается, что ближайшие годы он будет расти на 68% в год. И если в других видах спорта уже есть развитые аналитические системы, то в хоккее эра спортивной аналитики только начинается, так как хоккей с точки зрения подготовки спортивной аналитики — одно из самых тяжелых спортивных состязаний. На этом рынке уже работают такие гранды ИТ-индустрии, как SAP, Oracle, SAS, а также несколько иностранных стартапов, среди которых SportsLogIQ, Stats, Instat, Stathletes. Но создатели проекта уверены в своем технологическом преимуществе. Главные недостатки "тяжелых" решений от ИТ-монстров — это высокая цена. Выложить от $500 тыс. за сезон может не каждый клуб, другая сложность — необходимость установки меток-датчиков.
Instat и Stathletes используют ручную обработку данных, а это требует значительного времени. На анализ итогов матча уходит 12-16 часов, человеческий фактор становится причиной большого количества ошибок, в том числе потому что эти компании работают с телевизионными записями матча, которые фиксируют не всю площадку, а лишь ту часть, на которой разворачивается борьба за шайбу. В продуктах SportsLogIQ и Stats, как и в российской Iceberg Hockey, используется компьютерная обработка матчей, однако SportsLogIQ анализирует запись ТВ-трансляций, а Stats пришла из футбола и использует адаптированные модели, а не разработанные специально для хоккея. По словам Владислава Мартынова, система Iceberg Hockey построена на таких технологиях, как большие данные (Big Data), машинное обучение (Machine Learning), компьютерное зрение (Computer Vision), Predictive Analysis (предиктивная, или прогнозная, аналитика). "Мир спорта меняется: технологическая революция произошла в гонках "Формулы-1", баскетболе, бейсболе, на очереди хоккей. Исход спортивных соревнований будущего как минимум на 50% будет определяться тем, какие информационные технологии, аналитические платформы используют клубы и насколько у них продвинутые ИТ-директора. Каждый хоккейный клуб в ближайшие пять лет начнет использовать платформы, подобные Iceberg Hockey. Те, кто этого не сделает, будут вне игры",— говорит он.
Арена чисел
Одним из первых видов спорта, где начала использоваться аналитика данных, был бейсбол. Евгений Линник, директор департамента больших данных компании "Техносерв", говорит, что следующим был футбол, как наиболее популярный в мире вид спорта. "Именно эти два направления являются лидерами среди нетехнических видов спорта, в которых для сбора метрик приходится прибегать к ряду ухищрений,— рассказывает он.— В технических же видах спорта, например автогонках, анализ данных, полученных во время выступления, является стандартной практикой и напрямую влияет на результативность команды. Можно сказать, что существование современных автогонок без аналитики просто невозможно".
Гонки "Формулы-1", наверное, наиболее зависящий от ИТ спорт. Так, команда Scuderia Toro Rosso каждый год сохраняет 2 петабайта данных. Этот огромный объем создается в результате тестирования новых болидов и их компонентов в компьютерной симуляции в процессе разработки машин. Также во время каждой гонки собирается информация с сотен встроенных в болид сенсоров, которые следят за температурой, давлением в шинах, количеством оборотов двигателя, перемещением частей машины в пространстве, вибрацией и еще кучей параметров. За один гоночный уикенд команда получает 700 ГБ данных. Весь этот массив передается в исследовательский центр в Италии, где два десятка инженеров анализируют информацию и выдают рекомендации для следующей гонки. Каждый год зимой команда пытается создать более совершенный болид, используя все данные, собранные за сезон. Без математического аппарата было бы сложно придумать, как наиболее эффективно соединить 8 тыс. компонентов современного болида. Данные — ключевой актив каждой команды "Формулы-1". Однажды у Toro Rosso случилась авария: были потеряны данные, созданные за неделю работы группы R&D. Как говорит Франц Тост, руководитель команды, потеря недели работы сказывается на конечных результатах команды в гонках напрямую: может привести к отставанию на 3-5 сек. После этого происшествия команда решила держать все свои данные, включая архивные, в облачном хранилище Acronis.
Конечно, аналитика в спорте существовала и до 2001 года, когда начали использоваться ИТ. В том или ином виде статистику собирали всегда. Победные секунды, забитые шайбы, время, проведенное на поле,— все это ценные данные. Однако только с распространением информационных технологий возможности использования этой статистики стали шире. "Спорт — это бизнес c многомиллиардным оборотом, и поэтому требования к ИТ-системам в этой индустрии одни из самых высоких. Любой спорт генерирует огромное количество данных,— рассказывает Артур Трапизонян, директор по маркетингу Dell EMC Enterprise в России и СНГ.— Не секрет, что анализ данных используют почти все профессиональные спортсмены. Любая тренировка — это возможность собрать и проанализировать огромные объемы данных, найти ошибки и лучше подготовиться к соревнованиям".
Хоккей — один из самых сложных для анализа видов спорта. В бейсболе игроки большую часть времени статичны, скорость футболиста не более 10-12 км/ч. В хоккее — до 40 км/ч, скорость шайбы при броске — в среднем 110-120 км/ч, а порой и выше. Максимальная зафиксированная скорость — 183,7 км/ч, рекорд установлен в 2012 году Александром Рязанцевым. При этом хоккеисты постоянно сменяются и часто вступают в силовую борьбу. В результате автоматическим системам крайне сложно уследить за происходящим на площадке — постоянно возникают коллизии, и высока вероятность ошибки системы. "Ручная" корректировка повышает точность данных, однако она занимает очень много времени. По словам Романа Баранова, руководителя направления аналитики компании КРОК, множество фанатов хоккея по собственной инициативе бесплатно оцифровывают матчи своих команд. "Это закрывает часть потребностей отечественных спортивных клубов",— отмечает он.
Дальше больше
Спортивная аналитика — это новое технологическое направление, возможности которого еще далеко не исчерпаны. Олег Малышев, руководитель отдела сопровождения сделок PwC в России, считает, что не стоит акцентировать внимание только на попытках повысить качество игры и снижении расходов клубов. Возможности ИТ в спорте намного шире. "Спорт — это комплексная индустрия, охватывающая многие аспекты: строительство и управление объектами инфраструктуры, проведение массовых мероприятий, подготовку и восстановление спортсменов и т. д. Во всех этих аспектах технологии могут помочь повысить эффективность и открыть новые возможности, такие как: управление зрительскими потоками на стадионе, системы безопасности на матчах, аналитика физических данных спортсменов, усовершенствование тренировочного процесса, повышение качества судейства и многое другое. Не говоря уже об использовании технологий в реализации билетных программ, о торговле атрибутикой и об управлении бизнес-процессами. В частности, мы видим, что все больше российских клубов проявляют интерес к направлению CRM и системам автоматизации маркетинга",— говорит он.
Его поддерживает Илья Юрьев, заместитель генерального директора SAP СНГ. Он напоминает, что технологии SAP помогли германской сборной победить на чемпионате мира 2014 года, который прошел в Бразилии. Команда, изучив статистику, пришла к выводу, что для победы над соперниками необходимо сократить среднее время владения мячом одним игроком сборной с 4,5 сек. до 1 сек. Быстрые пасы не дали возможности противникам быстро перестраивать оборону. Однако, по мнению Ильи Юрьева, возможности статистики значительно шире: "Передовые технологии помогают спортивным клубам не только побеждать в матчах, но и, например, повышать качество взаимодействия с болельщиками. ФК "Зенит" планирует использовать наше решение по управлению лояльностью для эффективного взаимодействия с фанатами и максимального вовлечения их в любимую игру".
Игорь Хомич, партнер компании AT Consulting, директор блока "Инновационные решения", полагает, что у российских компаний, несмотря на то что они несколько запоздали с выходом на рынок ИТ для спортивной индустрии, есть все шансы встроиться в глобальный рынок. "После успешного проведения Универсиады в Казани несколько стран проявили большой интерес к разработанному в России ПО. У нас пока не очень большой опыт применения ИТ в спорте по сравнению с нашими глобальными конкурентами, однако мы быстро учимся и, перенимая лучшие практики, создаем новые системы с использованием самых современных достижений в ИТ. В результате часто получается, что решения, созданные в России, технологически более совершенны",— уверен Игорь Хомич.
Команды, участвующие в гонках "Формулы-1", не могут обходиться без информационных технологий и анализа больших данных