BelkaCar, или Как в Москве узаконили каршеринг
Обозреватель "Коммерсантъ FM" Зера Черешнева рассказала об опыте компании, развивающей каршеринг в столице.
Три близкие подруги – финансист Лориана Сардар, IT-маркетолог Екатерина Макарова и бизнес-леди Елена Мурадова в сентябре 2015 года решили попробовать довести до ума идею с каршерингом в Москве. До этого несколько компаний уже опробовали бизнес-модель, но стандарты качества автомобилей и страховки не были закреплены законодательно, а за парковку приходилось платить клиенту.
Девушки поняли, что без взаимодействия с департаментом транспорта не обойтись. Чтобы убедить чиновников выпустить постановление и разрешить каршерингу парковаться бесплатно, Лориана Сордар отправилась в Италию за образцами документов уже реализованной практики. Европейцы неожиданно согласились поделиться опытом. После этого московские власти инициативу одобрили.
Пока девушки искали миллион евро для закупки автомобилей в лизинг, на столичный рынок каршеринга зашла крупная зарубежная компания. Еще год у стартапа ушел на сбор команды, создание софта, полностью контролирующего машины, и приобретение автомобилей. Сотню брендированных машин поставщики привезли за сутки до запуска проекта. Чтобы успеть к открытию, команда всю ночь развозила автомобили по Москве.
Сегодня на рынке уже пять компаний-конкурентов, некоторые из них обогнали BelkaCar по числу машин.
Самое сложное в каршеринге – это с юмором относиться к тому, как клиенты пытаются угнать автомобиль или покататься на нем бесплатно, рассказывает сооснователь проекта Катерина Макарова: "С первого дня мы наблюдаем попытки взлома, угона, некоторые даже бомбить на наших машинах пытаются. Но система защищена, более того, может отключить двигатель автомобиля, если машина не на ходу. Повреждения, аварии и непредвиденные случаи покрывает страховка".
Цифры: Первые вложения — $260 тыс. долларов. Общая сумма инвестиций превысила €2,5 млн. В аренду сдается сотня автомобилей по Москве, каждый используется по три-четыре раза в день разными клиентами.