Знай наших: мебель от SOHA
Русский дизайн в Европе
Объекты русского столяра-краснодеревщика Дениса Милованова выставляются в парижских галереях, в том числе Armel Soyer, продаются в Цюрихе, Лос-Анджелесе, Чикаго, Берлине и, конечно, в Москве. Его дубовая мебель и посуда под брендом SOHA Concept произвели фурор на международных выставках — Maison & Objet, Design Miami / Basel, PAD Paris.
— Денис, почему SOHA? Кто придумал такое название?
— Слово "соха" в значении не меры площади, а сухого куска дерева, почерневшего от времени, мы с продюсером Алисой Бурмистровой нашли в каком-то из старославянских словарей. Мы изначально ориентировались на западный рынок, и слово нам понравилось: и по смыслу подходит, и звучит хорошо.
— Бренд появился в 2014 году, что предшествовало этому?
— До этого был проект "Ремесло?937": посуда и утварь, вырезанные из дерева. Но я вышел из дела и начал самостоятельный путь. Сегодня мы создаем малотиражные объекты: шкафы, стулья, столы, табуреты, зеркала, разделочные доски из дуба. Подчеркнуто ручное производство. Если плошка — то на ней видимые глазу запилы. Плюс освоили традиционные для русского Севера технологии вываривания дерева в растительном масле.
— Вот об этом поподробнее...
— Об этом способе я узнал в одном из музеев Каргополя. Технология сложная, полгода экспериментировали. Если делать плошки из сырой древесины, из нее будет выходить влага, и посуда потрескается. Поэтому в старину в деревнях вываривали посуду: клали ее в большой чугунок, заливали маслом и ставили на ночь в печь. Мы же пошли еще дальше — вывариваем наши заготовки в масле не одну ночь, а от недели до месяца. Поскольку мы работаем с древесиной дуба, при вываривании из нее выходят дубильные вещества. И древесина сама себя окрашивает. Это естественное морение. Технология хороша тем, что можно варьировать цвет. Если варить несколько дней, получится коричневый, дольше — угольно-черный. И на досках видны непроваренные части, пятнышки. Цвет получается неровный. Ну разве это не здорово! Ни одной похожей вещи.
— Предметы действительно не трескаются?
— Никогда! Древесина становится стабильной. Мы сотрудничаем со многими ресторанами, а у них обычно жесткие условия эксплуатации посуды — по несколько циклов в посудомоечной машине в день. И любая обычная разделочная доска не выдержит, треснет. А наши используют в ресторанах годами.
— Почему вы работаете именно с дубом?
— Прежде всего это очень крепкая древесина, а во-вторых, она позволяет экспериментировать с цветом. Мы пробовали орех, но он ведет себя непредсказуемо — может не реагировать на масло и остаться светлым. Не будет этого оттенка состаренности, который нам очень важен: как будто достал эту плошку, а ей сотня лет. Мы нашли своих поставщиков на Северном Кавказе. Весной селевые потоки сносят столетние дубы, растущие на скалах. Они находятся в труднодоступных местах, и никому, кроме нас, не нужны. Мы эти деревья забираем. Порой их приходится тащить по 5?км волоком до ближайшей трассы. Доставлять целые стволы дорого. Но зато этот дуб плотный, качественный.
— Где находятся ваши мастерские?
— Из Павловского Посада мы переехали в Зеленоград, потому что у нас очень большие установки по варке древесины, требующие много электроэнергии. Плюс сюда проще доехать клиентам, да и мы теперь более мобильны. В планах открыть мастерскую в Прибалтике. Так мы решим проблему с логистикой, потому что наши главные клиенты сейчас на Западе.
— Насколько тяжелый сам процесс производства?
— Дерево — энергетически теплый материал, от него заряжаешься. Устаешь, конечно, но это приятная усталость. Работая бензопилой, я полностью отключаюсь, не подхожу к телефону, ни о чем другом не могу думать, пока не закончу. Это сродни медитации. Кстати, все узоры бензопилой получаются у меня благодаря тому, что я левша. У правшей это технически не выйдет. В будущем планируем работать с мореным дубом. В России его целые залежи, и этим никто не пользуется.
— В этом году вы участвовали в парижской выставке дизайна Maison & Objet. Какие были отзывы?
— Нас отлично приняли. Особенно запомнились японцы: они же очень сдержанные люди, а тут неподдельный восторг. Бегают с нашими досками, шушукаются. Еще до открытия выставки мы продали со стенда все подчистую. Это очень приятно и говорит о том, что мы на правильном пути.