Зеркало и змея
Арт-эксперименты парижской студии Attilalou
Настенное панно, будто бы собранное из осколков зеркал, узоры декоративной ткани, имитирующие фактуру мрамора, диван, по форме напоминающий скалу... Парижская студия Attilalou в Марэ, основанная в 2002 году художником Матиасом Киссом совместно с продюсером Оливье Пилем,— это своего рода современная экспериментальная дизайн-лаборатория, для которой нет ничего невозможного. Инсталляция для бутика Hermes с вырастающими прямо из паркета стволами берез или роспись потолка в отеле Nolinski, изображающая затянутое облаками небо Парижа,— для каждого заказчика или собственного художественного проекта Матиас Кисс придумывает нечто особенное.
Интересно, что до того, как заниматься дизайном, Кисс долгое время зарабатывал на жизнь, соревнуясь на ринге, будучи профессиональным боксером. При этом живописи и ремеслу он учился параллельно со спортом с четырнадцати лет. В какой-то момент эта область интересов вытеснила ринг. Кисс вступил в парижскую организацию подмастерьев Compagnons du Devoir, где обучался рисунку, росписи, различным методам позолоты и другим традиционным декоративным техникам. Больше десяти лет в рамках этой организации он занимался восстановлением старинных росписей в известных исторических зданиях. Этот период художник считает одним из самых важных с точки зрения приобретенных навыков и опыта. Позднее Кисс решил создавать собственные сюжеты для росписей, часто используя технику trompe-l'oeil (обманки). Его работы высоко оценили многие декораторы, в частности Жан-Луи Деньо и Франсуа Бос, которые стали приглашать его в качестве художника для оформления интерьеров.
В своих независимых проектах, в том числе галерейных, Кисс часто эксплуатирует несколько любимых тем. Одна из них — эксперименты с золотой краской. Он способен даже залить ею пол целиком, как недавно в дни сентябрьской выставки Maison & Objet продемонстрировал в Galerie Alain Gutharc в рамках собственного арт-проекта In Situ. Кроме того, дизайнер не раз предлагал различные вариации на тему золотого молдинга, подобно змее "извивающегося" по стенам. Инсталляция так и называется — Golden Snake ("Золотая змея"). Изначально проект был придуман для экспозиции парижской выставки Talents a la Carte и показан на салоне Maison & Objet в 2013 году. С тех пор Кисс то и дело возвращается к нему, видоизменяя "змею", то делая ее тонкой и изящной, то напротив — очень массивной, такой она была в рамках экспозиции бразильских художников в парижском музее Palais de Tokyo в этом году.
Еще одна тема, с которой он увлеченно работает,— преломление зеркал и оптические иллюзии. Их Кисс исследует, например, в своем панно Miroir Froisse ("Поврежденное зеркало"). В настоящий момент эта работа выставляется и продается в парижской галерее Armel Soyer, которая в том числе специализируется на коллекционном дизайне. (При желании можно заказать подобное панно для своего интерьера.) Эффекты преломления зеркал Кисс обыгрывает и в инсталляции Banquise ("Айсберг") для Maison Hermes, созданной в парижском бутике в рамках презентации женской коллекции обуви. Дизайнер спроектировал оригинальный подиум в виде преломляющихся зеркальных граней для демонстрации новых моделей.
Во всех своих работах художник тонко улавливает современные тенденции, комбинируя самые разные материалы и фактуры. За такой подход его очень любят фешен-бренды — Hermes, Louis Vuitton, Kenzo, которые привлекают его не только к оформлению бутиков, но и к созданию декораций для модных показов. Одним из последних громких проектов стало сотрудничество Кисса с ювелирным брендом Boucheron для презентации новой коллекции Quatre Radiant. Подвесив к потолку созданные по уникальным эскизам объемы, напоминающие облака, он преобразил до неузнаваемости пространство бутика марки на Вандомской площади в Париже. Из необычных проектов этого года нельзя не упомянуть сотрудничество с корейской прогрессивной фешен-маркой Wooyoungmi, основанной двумя сестрами Ву Янг Ми и Ву Джанг Хи. В этом году креативный отдел бренда пригласил Матиаса Кисса для создания инсталляции Out of Time. Кисс вновь импровизировал: все поверхности предметов — будь то мебель или аксессуары — он отделал белым сусальным золотом и покрыл серебряной краской. Этот проект в рамках продвижения новой мужской линии символизирует дизайн будущего, вне моды и времени. Впрочем, такую характеристику можно смело адресовать всем проектам бюро Attilalou.