Проверка аудита на прочность

Что грозит российскому рынку аудиторских услуг

В будущем году российских аудиторов ожидают вступающие в силу международные стандарты, смена регулятора и единая СРО, что вряд ли пройдет для рынка безболезненно. Эксперты прогнозируют существенное сокращение рынка в будущем году как в связи с консолидацией, так и за счет ухода отдельных игроков.

Эксперты сомневаются, что реформирование аудиторской отрасли в России приведет к повышению качества аудита

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

ВЕРОНИКА ГОРЯЧЕВА

В 2017 год рынок аудита входит с большой долей неопределенности. Очевидно, что в будущем году аудиторов ждет новый регулятор — Банк России. Какие правила он установит на рынке, неизвестно, но очевидно, что смена регулирования затевается ради борьбы за качество аудита. В первую очередь за достоверность отчетности участников финансового рынка.

С 2013 года ЦБ отозвал лицензии у 291 банка, 205 из них были признаны банкротами. По данным ЦБ, у 182 из 205 банков имелись положительные аудиторские заключения. Есть у ЦБ вопросы к качеству аудиторских заключений и в отношении действующих кредитных организаций. "Мы хотим быть уверены в том, что, если финансовая организация получила заключение аудитора... ее отчетность достоверна",— отмечала глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

ЦБ неоднократно поднимал вопрос о низком качестве аудита банков, и первый вице-премьер Игорь Шувалов фактически обязал Минфин передать часть полномочий Центробанку. Сначала предлагалось, что ЦБ разделит полномочия по надзору за аудиторами с Минфином. Решение было принято в начале ноября, обнародовано 14 ноября. Однако 28 ноября Игорь Шувалов сообщил о постепенном переходе всего аудиторского рынка под надзор Центробанка. Он заявил, что поручил Министерству финансов проработать вопрос о передаче ЦБ полномочий по регулированию аудиторских компаний.

Каким образом будет происходить передача дел, ни ЦБ, ни Минфин не раскрывают. И пока неизвестно, как скажется смена регулятора на рынке аудита. Но представители ЦБ уже обнародовали главное требование — детальнее изучать факты деятельности аудируемого лица. Например, если в капитал банка вносятся деньги от продажи "Моны Лизы", которую собственнику банка подарила бабушка из Урюпинска, данный факт нуждается в тщательной проверке, отмечал зампред ЦБ Василий Поздышев.

Одна на всех

Перемены на рынке, начатые при Минфине, продолжатся в будущем году уже при новом регуляторе. Одна из грядущих — объединение всех аудиторов в единую саморегулируемую организацию (СРО). Анонсировал объединение министр финансов Антон Силуанов на конференции 14 ноября: "Мы считаем необходимым сделать одну СРО, к которой можно было бы соответствующие требования предъявлять".

"Плюсы у единой СРО бесспорные,— рассуждает руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ Кирилл Алтухов.— В первую очередь — с точки зрения контроля качества, ведь в ситуации, когда СРО ведут войну за членов, строгие дисциплинарные меры к членам СРО за некачественный аудит практически нельзя будет применить". Кроме того, когда надо спасать репутацию и престиж профессии, консолидация в виде единой СРО становится критически важной, вера в пользу конкуренции СРО — иллюзия, замечает Алтухов.

Однако на сегодня проект с поправками в закон "Об аудиторской деятельности", ужесточающий требования к численности членов СРО, благодаря которому количество СРО на рынке будет сокращено, в Госдуму так и не внесен. Будущий регулятор ЦБ до получения полномочий по регулированию вопрос СРО не комментирует. В то же время единая СРО у поднадзорных ЦБ компаний уже есть — у страховщиков, так что велика вероятность, что единая СРО, одобренная ЦБ, будет и у аудиторов.

По данным ЦБ, у 182 из 205 банков, признанных банкротами, имелись положительные аудиторские заключения

Вопрос о СРО был одним из наиболее острых для рынка весь 2016 год. С 1 января 2017 года вступят в силу нормы закона "Об аудиторской деятельности", которые увеличивают требуемую численность членов СРО до 2 тыс. компаний, что в четыре раза больше, чем сегодня, или не менее 10 тыс. аудиторов (что больше в 14 раз). По состоянию на 1 января 2016 года в России на 4,4 тыс. действующих аудиторских компаний было пять профильных СРО, и ни одна из них новому критерию не соответствовала.

"Было очевидно, что при таком требовании к численности СРО смогут остаться максимум две организации",— отмечает глава ассоциации аудиторов "Содружество" (ААС) Ольга Носова. Для выполнения критерия по численности Московская аудиторская палата (МоАП) и Российская коллегия аудиторов (РКА) решили объединиться в Российский союз аудиторов (РСА), а в октябре 2016 года на базе ААС началось объединение Института профессиональных аудиторов (ИПАР) и Аудиторской палаты России (АПР). Между двумя конкурирующими СРО идет нешуточная борьба за участников. По данным Минфина, на 5 декабря в РСА был 1961 член, в ААС — 1906 членов. В запасе — 471 компания, еще не определившаяся с выбором СРО.

Участники рынка говорят: даже если Минфин или новый регулятор ЦБ не будут инициировать поправки в закон "Об аудиторской деятельности", направленные на сокращение количества СРО, действующим организациям придется начать объединение.

"Разобщенность аудиторов и противопоставление интересов двух профессиональных организаций и амбиций их лидеров могут помешать решить острые задачи, которые стоят перед сообществом",— указывает Кирилл Алтухов. "Действующие требования к численности приведут к одной саморегулируемой организации вне зависимости от того, сколько СРО будет на 1 января 2017 года,— отмечает заместитель гендиректора "Финэкспертизы" Наталья Борзова.— Количество аудиторов неуклонно сокращается".

По данным Минфина, за три года с рынка ушли около 2,6 тыс. аудиторов и 400 компаний. Кроме того, эксперты полагают, что сокращению численности аудиторских компаний может способствовать введение с 2017 года международных стандартов аудита (МСА), которые могут быть не под силу небольшим аудиторским компаниям.

Международные стандарты

Переход с 2017 года с национальных стандартов аудита на международные был предсказуем. В начале 2016 года Минфин поручил действующим СРО в течение года повышать квалификации аудиторов по программе изучения международных стандартов, что предусмотрено законом. Исключения составили лишь те аудиторы, кто повышал квалификации по МСА в 2015 и 2014 годах.

Осенью 2016 года Минфин выпустил два приказа, вводящие в действие ряд международных стандартов аудита. 15 ноября директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина Леонид Шнейдман сообщил: МСА будут обязательны для всех аудиторов станы. Исключение составят лишь те компании, кто договор на аудит заключил до 2017 года, они смогут проводить проверку по действующим стандартам.

"Международные стандарты нацеливают аудиторов на риск-ориентированный подход,— поясняли в Минфине.— Новый формат аудиторского заключения снимает обет молчания и позволяет аудитору раскрыть публике важные детали его подхода к проведению аудита, обратить внимание на ключевые факторы деятельности клиента".

"Введение МСА на территории России — факт, несомненно, позитивный, МСА поможет нашим аудиторским компаниям получить признание за рубежом, так как МСА — это единые правила аудита для всего мира,— отмечает Кирилл Алтухов.— Российские аудиторские стандарты уже давно базируются на международных, правда, предыдущей версии".

По словам эксперта, проблема перехода на МСА сродни вопросу соблюдения качества — если компания следует федеральным стандартам по форме и по сути, в переходе нет ничего сложного. Если же компания стандарты не соблюдала, переход на МСА будет сложной задачей — по сути, придется научиться делать аудит заново.

В то же время есть мнение, что для многих аудиторских компаний введение МСА станет причиной ухода с рынка. "Полагаю, что не менее 20% игроков будут испытывать серьезные затруднения при переходе на МСА,— отмечает глава РКА Александр Руф.— Настолько серьезные, что игроки могут отказаться от аудита и перейти в смежные сферы, например в консалтинг".

"Думаю, уйдут с рынка лишь те компании, у кого один-два аудита в год, то есть нет клиентов,— не соглашается Ольга Носова.— Небольшие аудиторские компании скорее будут объединяться друг с другом, чем уходить из профессии".

Вплоть до уголовной

Для черных аудиторов, которые выдают положительные заключения без проведения процедуры или по отчетности с заведомо недостоверными данными, нынешний регулятор рынка — Минфин — готовит неприятный сюрприз: законопроект, вводящий уголовную ответственность за выдачу заведомо ложных аудиторских заключений.

"Ответственность за некачественное, за ложное представление сведений должна быть усилена,— ранее отмечал глава Минфина Антон Силуанов.— Мы сегодня готовим новое законодательство, которое вводит за это ответственность не только в виде штрафа за недобросовестную работу, но и уголовную ответственность".

Идея усиления ответственности вплоть до уголовной исходит от ЦБ. "Мы настаиваем на том, чтобы хотя бы по отношению к аудиторским компаниям, которые имеют право аудировать отчетность финансовых институтов, были введены дополнительные требования и возможность применения надзорных мер и санкций за несоблюдение этих требований",— ранее заявляла глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Также ЦБ в 2016 году работал над поправками, по сути вводящими черный список для аудиторов. В него ЦБ предлагал включать тех, кто выносил заключения, признанные судом заведомо ложными.

Усиление ответственности вплоть до уголовной в среде аудиторов понимания не нашло. "Уголовная ответственность — мера чрезмерная и неоправданная,— отмечает Наталья Борзова.— В аудиторских организациях созданы целые системы контроля качества и управления рисками. Есть аудитор-руководитель проверки, контролер качества... Кто из них будет подлежать уголовной ответственности?"

Кроме того, рассуждает Руслан Коблев, управляющий партнер адвокатского бюро "Коблев и партнеры", если закон и вступит в силу, могут быть сложности с его реализацией с точки зрения доказывания злого умысла, поскольку аудитор всегда может сказать, что делал заключение на основании предоставленных документов.

В текущем году Совет по аудиту при Минфине приступил к разработке концепции развития аудиторской деятельности в России. Осенью начали создавать единые критерии качества аудита, совместно с Казначейством совет составил единый классификатор нарушений. Но дальнейшее продвижение в этом направлении в будущем году во многом зависит от воли нового регулятора рынка, которая на сегодня — загадка для аудиторов.

Вся лента