У Alibaba на посылках
Дочерняя компания китайской интернет-платформы открывает офис в России
Как стало известно "Ъ", китайская компания Cainiao, входящая в Alibaba Group и участвующая в доставке 70% всех посылок в Китае, намерена открыть представительство в России. Его возглавит нынешний вице-президент LeEco в России и Восточной Европе Алекс Васильев. Выход Cainiao на российский рынок может укрепить позиции также входящей в Alibaba Group торговой онлайн-площадки AliExpress, одной из самых популярных в России.
Логистическая компания Cainiao, совладельцем которой является Alibaba Group, планирует выйти на российский рынок и открыть здесь представительство, сообщил "Ъ" источник на российском рынке электронной торговли в кулуарах конференции "E-Коммерсъ в России". "Cainiao будет создавать экосистему логистических, фулфилмент- и складских компаний вокруг бизнеса AliExpress в России как для трансграничной торговли, так и для российского бизнеса",— уточнил источник "Ъ", знакомый с планами компании.
Российской офис Cainiao возглавит Алекс Васильев, вице-президент китайской компании LeEco в России и Восточной Европе, рассказал собеседник "Ъ". Господин Васильев подтвердил "Ъ" эту информацию: "16 декабря мой последний день работы в LeEco". Алекс Васильев принял решение вернуться в логистический бизнес, которому он посвятил много лет, сообщил "Ъ" президент LeRee Виктор Сюй. До работы в LeEco господин Васильев руководил департаментом международного развития "СПСР-Экспресс", а затем был гендиректором по сервисам и логистике JD.ru, представительства китайской JD.com.
Alibaba Group принадлежат 47% акций Cainiao Network Technology Co. Остальные крупнейшие акционеры — Yintai Group, Fosun Group, S.F. Express Co. и четыре крупнейшие китайские курьерские компании Shentong, Yuantong, Zhong Tong и Yunda. В марте Cainiao привлекла $1,54 млрд от сингапурских Temasek Holdings и GIC, малайзийского Khazanah Nasional и китайского Primavera Capital при оценке всей компании в $7,7 млрд. Президент Cainiao Джуди Тонг обещала до 2023 года инвестировать в международную экспансию $16 млрд.
Согласно июньскому докладу eMarketer, рынок трансграничной торговли в Китае (как экспорт, так и импорт) вырастет в 2016 году на 50% и превысит $85 млрд, а к 2020 году достигнет $157,7 млрд. Из 1,4 млрд населения КНР четверть являются интернет-пользователями, и половина из них покупают зарубежные товары онлайн. Российский же рынок интернет-торговли, по оценкам Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), по итогам 2016 года вырастет на 69%, до 1,1 трлн руб., причем импорт составит 350 млрд руб.
В отличие от модели американской Amazon, у которой есть собственная логистическая система от складов до грузовиков и самолетов, Cainiao не владеет большим количеством материальных активов. Прежде всего, компания предоставляет технологическую платформу для своих партнеров, оказывая с их помощью услуги полного логистического цикла. По данным на август 2016 года, сеть доставки Cainiao насчитывает 224 страны, компания сотрудничает с 90 местными и международными партнерами на логистическом рынке, включая сингапурскую SingPost, Королевскую почту Великобритании и почтовую службу США. Cainiao обеспечивает процессинг для 70% посылок в Китае — в среднем это 42 млн посылок ежедневно. "Россия — важный рынок для Cainiao. Компания уже работает более чем с 50 глобальными партнерами, включая "Почту России"",— сообщил "Ъ" представитель Alibaba Group в Лондоне.
Выход Cianiao в Россию — хорошая новость для российских логистов, полагает президент НАДТ Александр Иванов. "Подключение к Cainiao означает для них рост оборота. Зато российские интернет-магазины это заставит погрузиться в размышления о том, как противостоять дальнейшему продвижению AliExpress на рынке",— говорит он. Если раньше для конкуренции с ней нужно было обеспечить быструю доставку товара покупателям, то теперь этого "явно будет недостаточно", поскольку соревнование в сервисе и в цене российские игроки "проиграли уже давно", рассуждает он. По данным TNS на октябрь 2016 года, Aliexpress.com замыкала топ-10 наиболее посещаемых сайтов в России с аудиторией 21,9 млн человек.