Как можно закрыть дефицит угля на рынке
Правила игры
«В России крупных проектов на стадии brownfield, кроме Эльги, нет, в мире потенциал увеличения добычи есть, конечно, в Австралии и США, где можно расконсервировать часть мощностей, но надо понимать, что американский уголь за счет высокой себестоимости конкурентен только при цене свыше $120–130 за тонну»,— говорят в «Мечеле». Наращивание добычи в этих странах может занять до года, полагают российские угольщики.
Для Австралии вопрос прежде всего в ликвидации форс-мажоров и стабилизации добычи, что можно будет увидеть к концу второго квартала 2017 года, говорят в Evraz. «США по физическим возможностям, наверное, один из самых главных потенциальных выгодоприобретателей от роста цен, в 2017 году они вполне могут нарастить добычу на 10–15 млн тонн, но там дорогая добыча: высокие коэффициенты вскрыши, зарплаты, дорогой доллар»,— отмечает Сергей Степанов. Все сырьевые страны девальвируют свою валюту к доллару, «а у угольщиков США такой опции нет», объясняет он, указывая, что «банкротства американских компаний, которые наблюдались в последние годы, абсолютно реальные: предприятия закрыты, техника распродана». По мнению господина Степанова, для стабильной работы углепрома США долгосрочная цена металлургического угля должна быть не ниже $150 за тонну. Дополнительные объемы из США также могут поступить в конце второго—начале третьего квартала, ожидают в Evraz.
Представитель «Мечела» отмечает, что получение финансирования для увеличения добычи — «достаточно долгий процесс, особенно в текущей ситуации, когда все ожидают коррекции и никто не может заложить долгосрочные цены на уголь, а соответственно, посчитать окупаемость инвестиций, которые будут делать компании, и возвратность кредитов». Только спустя один-два квартала банки будут рассматривать возможность финансирования отрасли, полагают в «Мечеле». Там указывают на ограничения на финансирование угольных проектов в соответствии с green policy у банков, хотя это относится только к энергетическому углю. «Даже после получения финансирования поставка техники и вскрышные работы занимают шесть-девять месяцев, так что сложно оперативно закрыть дефицит на рынке»,— резюмируют в «Мечеле».