Ильдару Дадину сменили место пресечения
Группа адвокатов зафиксировала свидетельства осужденных в ИК-7 о пытках и побоях
Перевод гражданского активиста Ильдара Дадина из сегежской колонии, о котором стало известно вчера, не остановит намерений правозащитников доказать факты пыток и издевательств над заключенными в ИК-7. Как стало известно "Ъ", группа адвокатов опросила осужденных, отбывающих наказание в этой колонии, и десять из них согласились рассказать о насилии со стороны сотрудников ФСИН. Документацией свидетельств занимаются московские правозащитники, в том числе жена Ильдара Дадина Анастасия Зотова. Показания будут направлены в Следственный комитет.
"В данный момент я с правозащитниками занимаюсь обработкой показаний заключенных ИК-7, которых опросили в конце прошлой недели адвокаты, в том числе Светлана Яшина, Виталий Черкасов, Наталья Василькова, Анна Кутузова,— рассказала "Ъ" Анастасия Зотова.— Эти данные будут переданы в Следственный комитет. Поскольку региональный СК не смог найти доказательства, их представим мы". По ее словам, собраны свидетельства более десятка осужденных о насилии со стороны сотрудников ИК-7. "В их числе, например, бухгалтер-экономист, который записывал все избиения и издевательства по датам и по времени",— поясняет госпожа Зотова.
Напомним, Ильдар Дадин стал первым осужденным по ст. 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка проведения митингов). Он сообщил в письме от 1 ноября, что прибыл в ИК-7 10 сентября, после чего в течение двух дней подвергался избиениям и унижениям со стороны персонала колонии.
Об этапировании Ильдара Дадина из ИК-7 стало известно вчера утром. Куда именно переведен господин Дадин, во ФСИН Карелии не сообщили. Во ФСИН РФ пояснили, что такую информацию служба предоставляет только родственникам осужденных. Жена Ильдара Дадина написала соответствующее заявление. "Когда Ильдара из Москвы направили в Карелию, о переводе стало нам известно только через два месяца после этапирования",— отметил "Ъ" адвокат осужденного Алексей Липцер.
Есть вероятность, что в поиске осужденного может помочь уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. "Мама Ильдара сегодня первым делом позвонила Москальковой, и та пообещала помочь со свиданием. Но Ильдару свидание положено раз в полгода, и я его уже использовала. Следующее только через пять месяцев",— говорит Анастасия Зотова.
По одной из версий, осужденного могли направить в одно из учреждений Кировской области. Члены местной ОНК поясняют, что все этапированные поступают в СИЗО-1. "Однако начальник СИЗО-1 пояснил, что Ильдар Дадин к ним не поступал,— заявил "Ъ" заместитель председателя ОНК Кировской области Артур Абашев.— Возможно, он прибудет позже. Между Карелией и Кировской областью нет прямого железнодорожного сообщения. Поэтому если Дадин направлен к нам, то его повезут с остановкой либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге. А нахождение в СИЗО на пересадке может составлять до 20 дней". Члены ОНК Санкт-Петербурга и Москвы заверили "Ъ", что они будут уточнять этот вопрос.
"На мой взгляд, важно было снять конфликт интересов, который возник в колонии",— прокомментировала перевод активиста омбудсмен Татьяна Москалькова. По ее словам, если бы осужденный, пожаловавшийся на пытки, побои и угрозы со стороны администрации, остался в учреждении, "сохранилось бы недоверие" к тем мерам наказания, которые могли к нему применяться. Члены Совета при президенте РФ по правам человека Игорь Каляпин и Павел Чиков также ранее рекомендовали перевести Ильдара Дадина в другую колонию. Доклад о посещении ИК-7 ("Ъ" рассказывал о нем 2 декабря) представители СПЧ представят президенту Владимиру Путину на встрече 8 декабря.