Боливар не лезет в кошелек
Инфляция в Венесуэле принимает чудовищные размеры
Президент Венесуэлы Николас Мадуро сообщил нации, что в ближайшее время Центробанк страны начнет выпускать денежные купюры большего достоинства. Принять это решение заставил коллапс венесуэльской денежной единицы — боливара. Существующая до сих пор самая крупная купюра достоинством 100 боливаров на черном рынке, по ценам которого фактически живет страна, стоит всего 2 американских цента. Чтобы совершить покупку, люди идут в магазины с пластиковыми пакетами или рюкзаками, набитыми боливарами. «Девальвированная местная валюта уже не помещается в бумажник»,— сообщает из Каракаса корреспондент The Washington Post.
Президент Мадуро пообещал выпустить несколько миллионов купюр достоинством 500 боливаров, а затем приступить к выпуску купюр 5000 боливаров. Однако, как считает венесуэльский экономист Энкель Гарсия, этого будет недостаточно. При нынешней инфляции, говорит он, купюре 100 боливаров 2008 года теперь соответствует купюра 10 тыс. боливаров.
2008 год, когда местная денежная единица считалась крепкой, остается для экспертов отправной точкой, после него венесуэльская валюта стала быстро обесцениваться. Разница между официальным курсом боливара и его котировками на черном рынке росла с каждым годом и сейчас достигла чудовищных размеров: при официальном курсе $1 — 10 боливаров на черном рынке за $1 дают 4402 боливара. Только за последние три месяца боливар потерял в цене 75%. «Мы можем только поздравить боливарианский социализм с коллапсом обменного курса,— пишет обозреватель агентства Forbes Тим Ворстел.— Но это далеко не первое и не последнее его “достижение”».
В своем сообщении о выпуске новых банкнот Николас Мадуро обвинил в финансовом кризисе и нехватке твердой валюты «фашистские правые силы в Колумбии, которые решили оставить венесуэльцев без денег». Однако местные экономисты говорят о неспособности правительства разрешить кризис. Как считает Энкель Гарсия, «власти оказались неспособны контролировать печатный станок, в результате страна вошла в период гиперинфляции». И если в 2015 году инфляция составляла 180,9%, то к концу этого года, по данным МВФ, она составит 475%, а, как пишет The Washington Post, может достичь и 720%. Сейчас это самый высокий уровень инфляции в мире.
У венесуэльцев не так много путей, чтобы справиться с этой ситуацией. Местные банки готовы обналичить чеки, но выплачивают сумму купюрами мелкого достоинства. «В последний раз я получил в банке 44 тыс. боливаров банкнотами по 5 и 10 боливаров,— говорит житель Каракаса Элин Эрнандес.— Мне пришлось сложить их в большой рюкзак, который весил не меньше 10 кг. И всего этого едва хватило, чтобы купить на рынке две пачки сигарет».
Другие вынуждены по несколько раз подходить к банкоматам, чтобы получить необходимую сумму. «Хотите купить что-то в бакалейной лавке Каракаса — подойдите поочередно к шести банкоматам»,— пишет агентство Bloomberg. Но на это венесуэльцам приходится потратить до двух часов, ибо к банкоматам в последние недели выстроились длинные очереди. Кроме всего прочего, получать таким образом наличные в Венесуэле, где один из самых высоких в мире уровень уличной преступности, чрезвычайно опасно.
В более привилегированном положении находятся работающие в Венесуэле иностранцы. Например, они пользуются невероятно низкими ценами на бензин, при которых заполнить бак внедорожника стоит всего несколько американских центов. Но и на них распространяются жесткие валютные ограничения. Счета иностранцев в местных банках контролируются властями. Кроме того, в стране не работает система быстрых денежных переводов через международные компании Western Union и Money Gram.
Президент Венесуэлы обвинил оппозицию в организации переворота
В конце октября президент Венесуэлы Николас Мадуро на экстренном заседании Совета национальной обороны обсудил методы противодействия «парламентскому перевороту», который якобы попыталась организовать оппозиция. Обострение конфликта произошло после того, как депутаты проголосовали за начало изучения парламентской комиссией возможности отставки нынешнего главы государства и даже его уголовного преследования. Борьба активизировалась и на улицах: оппозиционеры провели многотысячные демонстрации под общим названием «Взятие Венесуэлы». Читайте подробнее