«Союз» прогрессирует
Самарский ракетно-космический центр выводит из эксплуатации ракету-носитель
Завершившийся аварией пуск ракеты-носителя «Союз-У», которая 1 декабря должна была доставить к МКС грузовой корабль «Прогресс-МС‑04», является для нее предпоследним. Об этом гендиректор РКЦ «Прогресс» Александр Кирилин заявлял еще в ноябре текущего года, добавляя, что последний пуск ракеты запланирован на первый квартал 2017 года. После этого ракету планируется снять с производства и заменить ее «Союзом‑2.1 а». По мнению опрошенных „Ъ“ экспертов, такое решение вполне оправдано, поскольку «Союз-У» эксплуатируется с 1973 года и является устаревшей ракетой.
Производство космических ракет-носителей среднего класса «Союз-У», одна из которых на прошлой неделе не смогла доставить грузовой корабль «Прогресс-МС‑04», планируется завершить. Однако данное решение не связано с произошедшим на прошлой неделе инцидентом. Как сообщал ранее генеральный директор Ракетно-космического центра «Прогресс» Александр Кирилин, последняя ракета данной модификации будет запущена в первом квартале 2017 года. «На этом ракета “Союз-У” из эксплуатации выводится и производиться больше не будет», — говорил в ноябре господин Кирилин. По данным „Ъ“, дальнейшие пуски грузовых кораблей к МКС будут выполняться ракетой «Союз‑2.1 а».
Напомним, предпоследний пуск «Союза-У», состоявшийся 1 декабря текущего года, закончился аварией. Ракета-носитель не смогла доставить на Международную космическую станцию грузовой корабль «Прогресс-МС‑04». Специалисты подмосковного ЦУПа рассчитывали взять «Прогресс-МС‑04» на управление сразу после его отделения от третьей ступени ракеты. Изначально все проходило в штатном режиме, однако на седьмой минуте полета прием телеметрической информации прекратился.
По предварительной информации, нештатная ситуация произошла на 382‑й секунде полета на высоте около 190 км над Тувой, большая часть обломков корабля и ракеты сгорела в плотных слоях атмосферы. «Прогресс» должен был доставить топливо, воду и сжатые газы, контейнеры с продуктами питания, предметы одежды, а также несколько килограммов свежих фруктов к новогоднему столу.
В настоящее время работает Межведомственная аварийная комиссия, председателем которой стал генеральный директор «Роскосмоса» Игорь Комаров. Комиссия должна установить причины аварии. «Подведение итогов работы комиссии планируется после 20 декабря 2016 года», — сообщает «Роскосмос». Пока комиссия не разберется в причинах инцидента и не выдаст свои рекомендации, пусков не будет, сообщал „Ъ“ на прошлой неделе.
Также сообщается, что данный пуск ракеты-носителя «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС‑04», был застрахован компанией «ВТБ Страхование». Общая сумма страховых выплат составляет 2,13 млрд руб.
Как ранее писал „Ъ“, ракета-носитель среднего класса «Союз-У» с момента ввода в эксплуатацию в 1973 году является лидером по количеству пусков (более 800) и надежности (около 97 %). Ее использовали и в военных целях (17 мая 2012 года с космодрома «Плесецк» был запущен аппарат фоторазведки «Кобальт»), и для доставки грузов (корабли серии «Прогресс-М» и «Прогресс-МС»).
По мнению руководителя отдела розничных продаж УК «Солид Менеджмент» Сергея Звенигородского, причиной вывода «Союза-У» из эксплуатации является тот факт, что это устаревшая ракета. «Это во всех отношениях большая, тяжелая и прожорливая ракета, которая создавалась с целью подтверждения лидерства СССР в космосе и в период, когда вопрос стоимости ракеты не стоял, если речь шла об очередной победе в битве за космос с США. Объективно сейчас ни „Роскосмосу“, ни NASA, ни Европейскому космическому агентству “Союз-У” не нужен. “Союз‑2–1 А” по сути является его прямым наследником, но улучшенным и существенно модифицированным», — поясняет господин Звенигородский.
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, в свою очередь, добавляет, что, по статистике, пока что «Союз‑2.1 а» является более безопасной ракетой, чем «Союз-У». «Она эксплуатируется с 2004 года, за это время совершено 44 запуска, из них только один неудачный и два частично неудачных», — рассказывает господин Лукашов. Правда, «Союз‑2–1 А», по его мнению, не сильно отличается от «Союза-У», хотя имеет более совершенные характеристики, адаптированные под современные нужды освоения и использования космического пространства. «При схожих характеристиках и расходе топлива, он может брать больше грузов, следовательно, его эксплуатация „Роскосмосу“ выгоднее», — подытожил Дмитрий Лукашов.