"НАШ ГЛАВНЫЙ ЭКСПОНАТ — ЭТО АРХИТЕКТУРА"
ТАТЬЯНА САРАЧЕВА О 455-ЛЕТИИ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
Одному из самых красивых соборов Москвы — Покровскому — в этом году исполнилось 455 лет. По этому случаю директор музея, в нем расположенного, Татьяна Сарачева, рассказала о том, как проходило празднование, а также о том, как музей уживается с церковью и использует соцсети.
В этом году храм Василия Блаженного отмечает свое 455-летие. Как проходит празднование?
Несмотря на то что у нас есть точная дата завершения строительства собора, это 12 июля, все мероприятия длятся в течение года, причем не только в самом музее.
Что касается празднований. С января по апрель длился творческий архитектурный конкурс для детей "Покровский собор от А до Я". Кстати, мы провели такой эксперимент впервые. Дело в том, что в соборе очень много разнообразных архитектурных элементов, почти на все буквы алфавита. Мы предложили детям описать один из них, изобразить, нарисовать, вылепить. И получили более 1040 работ со всех уголков страны: из Магадана, Владивостока, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Мурманска, Вологды. Выбрать победителей было невероятно сложно, хотелось обрадовать победой многих. Торжественная церемония награждения прошла в Парадных сенях Исторического музея, дети приехали отовсюду.
Кроме того, в мае мы провели арт-фестиваль "Рисуем Покровский собор". На территории собора собрались более 520 участников самого разного возраста, профессионалы и любители, все те, кто хотел воплотить свое видение Покровского собора с помощью красок, карандашей, фломастеров и всего того, чем можно рисовать на бумаге. Это был однодневный пленэр, по его итогам ровно через неделю, 14 октября, в праздник Покрова открылась выставка в Государственном историческом музее. Она называлась "Покровский собор. Взгляд современников-2016".
Самое главное событие, безусловно, состоялось 12 июля, в день празднования завершения строительства Покровского собора. Сначала праздничное богослужение в центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. После этого — пресс-конференция, затем на площадке у музея мы организовали художественные мастерские для всех посетителей. Можно было бесплатно поучаствовать в семи мастер-классах. В этот день состоялись два концерта: концерт Президентского оркестра и Колокольные соборные звоны. Они всегда привлекают внимание. Наша колокольня XVII века не действовала с 1929 года, были разбиты почти все колокола, но в 1990-х музейные сотрудники и звонари восстановили ее.
Как еще отмечалось 455-летие?
В начале июля, например, мы провели блог-тур — кстати, это очень действенный инструмент для того, чтобы информация о соборе в интернет-пространстве была достоверной. Сейчас пишется много самых разных несуразиц, в интернете я часто встречаю, например, легенду о том, что строителям собора выкололи глаза, или о том, что Сталин хотел снести собор в 1930-е годы. Неправильно называются посвящения наших церквей. Собор необычен своей архитектурной композицией, в нем десять отдельных церквей, каждая со своим собственным посвящением. В XVIII веке они переосвящались, так возникла путаница. Мы, безусловно, реагируем на это, пишем администраторам сайтов. После блог-тура мы получили 24 публикации известных блогеров. Кажется, что это не очень существенно, но блогеров читают, а значит, читают достоверную информацию о Покровском соборе.
Использует ли собор возможности соцсетей?
Безусловно. Благодаря соцсетям у нас появился еще один партнер в праздновании 455-летия. Это отель "Балчуг Кемпински", который находится в шаговой доступности от нас. Его представители, увидев музейный Instagram, предложили нам программу празднования. В нее входило проведение пленэра для художников на террасе отеля, с которой виден Покровский собор. Эти работы в течение полутора месяцев выставлялись в фойе "Балчуга".
Помимо этого вместе с отелем мы провели фотоконкурс "Покровскому собору 455 лет" в социальных сетях, на нашей официальной странице музея в Facebook. Фотоконкурс длился месяц и главным призом для победителя стали выходные в "Балчуге", в номере с видом на Покровский собор, с роскошным завтраком, с посещением оздоровительных комплексов, которые входят в структуру отеля. Но и это еще не все. Было проведено несколько совместных пресс-туров в музее. В них участвовали представители туристических агентств и СМИ, сотрудничающие с "Балчугом" и Государственным историческим музеем, частью которого является наш музей. Конечно, это поспособствовало многочисленным публикациям, приуроченным к 455-летию. Покровский собор — визитная карточка Москвы. Каждый в нем находит что-то интересное. Верующий человек может приложиться к святым мощам Василия Блаженного — это самая главная наша святыня. Любители истории приходят сюда за знаниями, художники — за вдохновением. Здесь столько орнаментов, сколько не найти ни в одном храме! Снаружи, например, нет ни одного сантиметра, на котором не было бы росписи.
А еще у нас была выставка в метро — "Покровскому собору 455 лет". Она расположилась в галерее на станции "Выставочная". На ней собор предстал в неожиданных ракурсах. Фотограф Исторического музея Георгий Сапожников забирался на строительные леса, фотографировал со Спасской башни, с подъемных кранов на Средних торговых рядах. Мы долго добивались разрешений на съемку и получили уникальные кадры.
Завершается наша юбилейная программа в декабре конференцией "Забелинские чтения". Они проводятся раз в два года в Историческом музее. Целый день будет посвящен теме Покровского собора.
Как долго вы возглавляете музей?
1 ноября исполнилось восемь лет — этого мало для того, чтобы узнать собор. Почему я говорю "мало"? Это вовсе не скромность и не самолюбование. Даже спустя годы ты видишь в соборе то, что до этого не замечал. Непонятно, каким образом в те времена можно было соединить вроде бы несоединяемые вещи, сочетать приемы многих архитектурных школ. Покровский собор — архитектурное чудо, это можно сказать без преувеличения. Ни одного другого памятника, похожего на наш, не найти не только в России, но и в мире. Кроме того, в соборе очень много инженерных решений, которые были новаторскими для XVI века. Обычно перекрытия в средневековых храмах делали арочными. А у нас есть плоское перекрытие внутренней галереи, оно объединяет все церкви в единый ансамбль. Кирпичи удерживают металлические конструкции, которые находятся на чердаке. Такое же перекрытие, например, у ГУМа. Его начали делать в конце XIX века, в соборе эта конструкция середины XVI столетия.
Как вы считаете, что вам удалось сделать за время вашей работы?
В музее стали проводить самые разнообразные мероприятия для детей. Раньше всем казалось, храм настолько сложен, что его могут понять только взрослые. На самом деле, и взрослым это не сразу удается. Каждый год мы проводим творческие конкурсы для школьников. В арт-фестивалях также принимают активное участие дети. К нам каждый год ездят дети из детского дома Ростова Великого. Кроме того, мы специально разработали три детских музейных занятия. Первое называется "Строим Покровский собор вместе". На нем ребятишки сами собирают полутораметровую модель. Еще одно занятие — для старших школьников. Они изучают у нас палеографию. В соборе сохранилось множество надписей, в том числе и XVI века. Дети изучают, что такое уставное письмо, полууставное и тому подобное. Вообще любое занятие у нас связано с Покровским собором. Мы не проводим таких занятий, которые могли бы проходить и в любых других музеях. Для нас каждое занятие — это прежде всего взаимодействие. От того, что говорит экскурсовод, можно отвлечься, а вот когда ты собираешь модель сам, ты запоминаешь все до мельчайших подробностей.
Сегодня в музеях по всему миру большое внимание уделяется интерактивным занятиям.
Мы, возможно, в этом отношении консерваторы, поскольку в соборе очень сложно что-либо проводить. Мы не должны забывать о том, что он находится в совместном пользовании с Русской православной церковью. Это во-первых. Во-вторых, наш главный экспонат — архитектура. Проводить большие интерактивные занятия в таком пространстве очень сложно. Поэтому для занятий и лекций у нас есть отдельное помещение — часть западного подклета и территория рядом. На ней, например, мы часто устраиваем мастер-классы — в Ночь музеев, 12 июля и другие дни. Иногда у нас проводится программа, во время которой участники могут сделать несколько ударов в колокол,— редко в каком музее вам это предложат.
Что вам еще предстоит сделать? Какие перед вами задачи?
Самая главная наша задача — это сохранение собора. 455 лет — внушительный возраст для такого сооружения. Хотя нужно сказать, "строили на века" — это про него. Тем не менее мы сейчас не можем не опасаться парадов и больших концертов на Красной площади. Постоянно наблюдаем за реакцией стен, проводим реставрационные работы.
Правильно ли я понимаю, что реставрационные работы ведутся в соборе постоянно?
Да, с конца XIX века. А начиная с 1920-х годов они прекращались только на время Великой Отечественной войны. Но мы никогда не закрываем собор полностью. Ведь он состоит из множества помещений. И если мы закрываем то, в котором идет реставрация, все остальные остаются доступными для посетителей. Собор постоянно требует вмешательства специалистов. Совсем недавно, например, началась реставрация церкви Иоанна Блаженного. Это последняя церковь, которая была не отреставрирована. После завершения работ там будет располагаться музейная экспозиция.
В перспективе — реставрация внутренней и внешней галерей собора.
Как обстоят дела с финансированием?
Безусловно, реставрационные работы такого масштаба требуют колоссального финансирования. Здесь без помощи государства нам не обойтись. И мы на него надеемся. Ко всему прочему, очень хочется благоустроить территорию вокруг собора. Многие даже не понимают, какое чудо они видят. Я говорю о сиренях 40-летней давности у входа в собор. У них же стволы извиваются, как у олив в средиземноморских рощах. И они внушительного возраста. Тем не менее некоторые посетители считают своим долгом сфотографироваться на фоне собора, взобравшись на сирень. Мы, конечно, противостоим этому, как можем.
Как вы взаимодействуете с Русской православной церковью? Создает ли это взаимодействие дополнительные сложности для музея?
Я бы так не сказала. Но мы отдаем себе отчет в том, что собор действующий, это не только музей в храме XVI столетия. Взаимоотношения музея и РПЦ давнишние, с 1990 года, и мы стараемся выстраивать их так, чтобы каждый пришедший в собор находил то, зачем он пришел. Принципиальный момент: музей прекращает принимать посетителей на время праздничного богослужения. Оно проходит несколько раз в год на престольный праздник в центральной церкви собора и в день памяти святого Василия Блаженного в одноименной церкви. Хотя во время еженедельных воскресных служб в церкви Василия Блаженного музей продолжает работу.
Пять лет назад, в 2011 году, когда мы делали постоянную экспозицию, то свели к минимуму музейное вмешательство в оформление всех церквей второго яруса. Там вы не найдете витрин, современного оборудования, никаких компьютеров, тач-скринов. Человек, зайдя туда, должен ощутить себя в храмовом пространстве. Представить, как выглядела церковь в XVI столетии, когда в ней проводились богослужения. Еще лучше прийти на одно из сегодняшних богослужений. Как писал священник Павел Флоренский, храмовое действие — это синтез искусств. Искусства света, искусства обоняния и искусства музыки. Без всего этого храмовое пространство выхолощено. Мы постарались разместить только небольшие этикетки с названиями церквей, очень короткой информацией об иконостасе. На этом наше музейное вмешательство в интерьеры закончилось.
Кто приходит в музей?
Наши посетители очень разные, собор включен во все путеводители мира. Не московский Кремль, а именно Покровский собор вы увидите на обложке путеводителя по Москве на любом языке. Этому есть объяснение — его не спутаешь ни с каким другим храмом. Конечно, у нас много посетителей из самых разных стран. В прошлом году у нас появились путеводители на восьми языках. Покровский собор очень удобен. Его можно осмотреть за 20-30 минут, если ты очень торопишься. А можно провести целый день.
На каких языках проводятся экскурсии?
На русском и английском. Однако после прохождения кратковременных курсов и заключения договора с музеем гиды имеют право проводить экскурсии самостоятельно и на любом языке. И, конечно, так и делают. В этом одно из наших преимуществ — в соборе одновременно могут находиться несколько экскурсионных групп и не мешать друг другу. Одна группа — в одной церкви, другая — в другой.
В соборе проводятся индивидуальные экскурсии?
Да. Например, на прошлой неделе женщина заказала экскурсию для себя и своих гостей тогда, когда музей уже был закрыт для посетителей. Так она решила отметить свой день рождения. Для нее была проведена экскурсия, в которую входило, в том числе, посещение колокольни.
В какие помещения собора можно попасть только с индивидуальной экскурсией?
У нас такое помещение — это колокольня. Но, например, блогерам я показала еще и внешнюю галерею, которая опоясывает все церкви. Это очень узкие проходы, и мы не можем пускать туда посетителей, поскольку на стенах собора сохранилась живопись XVII столетия, не тронутая реставраторами, не воссозданная, недописанная. Если ее постоянно задевать, она сотрется.
У вас есть любимое место в музее?
Не могу сказать, что это одно место. Я очень дорожу тем, что здесь работаю. И считаю, что это огромный подарок. Скучаю по собору, даже когда я в отпуске.
Какие истории, связанные с собором, вам особенно нравятся?
Думаю, имеющие отношения к его строительству. Сейчас меня очень интересуют фасадные росписи. Несколько лет назад совершенно случайно, рассматривая старые фотографии, я заметила, что звезды на кокошниках двух церквей в разные времена то появлялись, то исчезали. Меня стал занимать этот вопрос. Скорее всего, они были в XVI или XVII столетии, а в 1950-е годы реставраторы их воссоздали. В 1980 году, когда к Олимпиаде обновляли фасадные росписи, эти звезды исчезли. Возможно, другие реставраторы решили, что это было "вольнодумством" 1950-х годов.
Еще одна почти детективная история связана с изучением голосников. Это специальные керамические сосуды, которые вмуровывали в стены церквей для улучшения акустики. Сегодня считается, что для усиления звука они непригодны, но делают голос чище.
В прошлом году, когда проводилась реставрация центральной церкви, мы смогли наконец-то добраться до этих голосников. Они находятся на 21-метровой высоте в центральной церкви. Оказалось, это обычные кувшины. Мастера не стали изготавливать специальные сосуды. Они просто купили кувшины на московском рынке. Правда, весьма внушительные: их высота — 56 см, а объем — 48 литров. Всего 16 штук. Специалисты сказали, что это беложгущаяся глина и скорее всего, производство гжельских горшечников.
Как вы находите специалистов?
Когда хочешь узнать что-нибудь новое о соборе, они всегда находятся. Мне кажется, настало время исследовать собор на новом уровне. Ведь подробного исследования его архитектуры, росписей, истории, церковной жизни не существует. Есть только разрозненные материалы. К тому же у их авторов зачастую разные методы исследования. Я бы очень хотела, чтобы рано или поздно появилось монументальное всеохватывающее издание о Покровском соборе.