Повышение температуры приводит к болезням
/ эпидемиология / Климатические изменения ухудшают эпидемиологическую ситуацию
О влиянии изменений климата на самые разные стороны жизни людей писали уже много. Проведенные исследования позволяют определить некоторые явно обозначившиеся направления воздействия климатических изменений на эпидемиологическую ситуацию по природно-очаговым опасным для человека болезням.
Рассмотрим сперва российские территории, на которых глобальные изменения приводят к относительному смягчению климата: Сибирь и север европейской части Российской Федерации. Потепление и смягчение климата способствовало смещению и расширению ареала основных переносчиков клещевого энцефалита Ixodes ricinus и I. Persulcatus на северо-восток европейской территории России и расширило период их активности. На рисунке 2 (a, b) представлена динамика заболеваемости вирусным клещевым энцефалитом за доступный нам период. Спады заболеваемости отражают цикличность эпидемического процесса при клещевом энцефалите.
В то же время пиковые значения цикла 1980-2010 годов на 33% превышают пиковые значения 1964-1965 годов. Резко увеличилась амплитуда колебаний заболеваемости и, возможно, сократилось время относительного эпидемического благополучия.
Вспышка сибирской язвы на Ямале в 2016 году также, по предварительным данным, связана с потеплением климата. Ранее считалось, что периодические оттаивания и замерзания верхнего слоя почвы в полярной зоне приводят к элиминации спор сибирской язвы. Поэтому с 2007 года было решено прекратить вакцинацию северных оленей от этой инфекции. Быстрый анализ данных показал, что температура в 2016 году значительно превышает температуры 2013-2015 годов (см. рис. 3). Произошло оттаивание более глубоких слоев почвы, где споры сибирской язвы не подвергались периодической разморозке. С талыми водами они попали на поверхность, и произошло заражение животных.
Особую опасность в связи с возможными влияниями изменения климата представляет крымская геморрагическая лихорадка (КГЛ), при которой летальность колеблется от 2% до 50%. В последнее время ежегодно регистрируются десятки случаев этого тяжелого заболевания, оно начинается в более ранние сроки и регистрируется на протяжении большего периода времени, представляя постоянную угрозу для населения юга России: все случаи КГЛ в Российской Федерации регистрируются только в субъектах ЮФО, СКФО и Крыма.
Достаточно хорошо просматривается тренд на повышение количества заболевших. Расширение ареала вируса крымской геморрагической лихорадки происходит на протяжении последнего десятилетия и напрямую связано с расширением ареала клещей - переносчиков вируса. Возможно, это связано с изменениями климата и, в частности, более теплыми зимами, когда клещ практически не погибает и вирус в его организме сохраняется более длительное время.
Из Ставропольского края и Ростовской области лихорадка распространилась на Дагестан, Калмыкию, Астраханскую и Волгоградскую область, Краснодарский край и Крым, что подтверждается геномными исследованиями, проведенными в нашем институте. В Ростовской области в современный период северная граница ареала клеща Hyalomma marginatum, основного переносчика вируса, находится на уровне 49°52' с. ш. В 2003 году он был на уровне 49°26' с. ш., т. е. северная граница ареала сместилась на 45 км. На юге ареал клеща находится на уровне 46,0° с. ш. Аналогичные тенденции наблюдаются в случае омской геморрагической лихорадки.
В сопредельных с Российской Федерацией странах регулярно регистрируются заболевания людей чумой, а в 2014 и 2015 годах случаи чумы зафиксированы в Горно-Алтайском природном очаге, на территории России. В связи с потеплением климата отмечено увеличение очаговой территории как раз Горно-Алтайского очага чумы: повышенные температуры позволяют специфическим переносчикам распространяться на более высокогорные районы. Но наиболее ярко влияние климата можно проследить на очагах Казахстана. На рис. 6 представлен один из результатов нашей совместной работы: увеличение ареала важнейшего носителя чумы в Центральной Азии - большой песчанки - и изменение температурного режима за 50 лет. Черная пунктирная линия - ареал этого грызуна за последние полвека. Голубая область - современное распространение. Большая песчанка - индикатор аридной зоны и продвигается вслед за аридизацией. А весь ареал этого грызуна, соответственно, это ареал микроба чумы, который также увеличился, что и привело к участившимся случаям заболевания чумой людей. Понятно, что интенсивные миграционные потоки усиливают опасность заноса инфекции с сопредельной территории, не говоря уже о трансграничных очагах. Немалую роль в аридизации сыграло высыхание Аральского моря, в результате чего формируется новый природный очаг чумы, об эпидемиологическом значении которого мы можем только догадываться. Но исчезновение Арала привело и к общему ускорению продвижения большой песчанки на север.
Очаги чумы Российской Федерации реагируют на климатические изменения не столько увеличением площадей (здесь ограничивающее действие оказывает антропический фактор), сколько изменением биоценотической структуры, что способствует интенсификации эпизоотического и эпидемического процессов - в результате получения конкурентного преимущества теми видами носителей и переносчиков инфекционных заболеваний, которые лучше приспособлены к более аридному климату и замещают ранее проживавшие в очаге виды.
В настоящее время вследствие глубокой многолетней депрессии (с 1991 года) численности малого суслика на территории Прикаспийского северо-западного степного природного очага чумы, площадь которого составляет 65 500 кв. км, исчезли факторы (высокая численность сусликов и их блох, развитие эпизоотий чумы), обусловливающие в прошлом столетии его высокий эпидемический потенциал. Как считает ряд исследователей, современное потепление климата привело к значительной трансформации биоценотической структуры Прикаспийского северо-западного степного природного очага чумы, вызвало развитие глубокой депрессии численности малого суслика и его блох, предопределило наступление здесь нового межэпизоотического периода. При этом происходит замещение малого суслика песчанками рода Meriones, которые более приспособлены к опустыниванию. Вместе с песчанками рода Meriones новые территории осваивают и их специфические блохи. Возможно, что изученные на протяжении последних 50 лет циклы динамики численности носителей и переносчиков будут меняться и эпизоотическая активность природно-очаговых инфекций будет сложно предсказуема. Например, усиление эпизоотической активности в 2014 году в Прикаспийском песчаном природном очаге чумы произошло достаточно неожиданно. Официальный прогноз был следующим: "Сохраняется вероятность обнаружения единично зараженных животных на участках наиболее стойкого проявления чумы - так же, как и их находки на смежных территориях". На самом деле площадь эпизоотии составила более 2000 кв. км, и было выделено несколько десятков штаммов микроба чумы.
Изменения биоценотической структуры на очаговых территориях усиливают развитие еще одного феномена: сочетанных природных очагов особо опасных инфекций. По данным специалистов, в последние десятилетия в различных частях энзоотичной по чуме территории северо-западного Прикаспия зафиксировано увеличение численности мышевидных грызунов, отмечена активизация природных очагов туляремии, крымской геморрагической лихорадки, лихорадки Западного Нила, астраханской пятнистой лихорадки. В текущем десятилетии этот процесс протекал на фоне потепления климата, которое во многом способствовало расширению видового спектра и численности иксодовых клещей, в первую очередь Hyalomma marginatum - основного переносчика возбудителя конго-крымской геморрагической лихорадки. Имеются все условия для формирования природных очагов лихорадки Западного Нила (ЛЗН) на территории Кумо-Манычской впадины.
Продолжающие функционировать на северо-западе и юго-западе Республики Калмыкия участки степного очага чумы также изменили свою биоценотическую структуру - в первую очередь за счет расширения видового спектра иксодовых клещей. Кроме того, вследствие ирригации территорий произошло внедрение многих видов грызунов и их эктопаразитов, характерных для степных зон, в полупустынные и пустынные районы. В то же время пустынные и полупустынные виды, являющиеся основными носителями чумы,- малые суслики и песчанки - стали принимать активное участие в эпизоотиях туляремии. Все это в целом привело к расширению и активизации природных очагов туляремии на энзоотичных по чуме территориях Республики Калмыкия.
Наличие сочетанных природных очагов чумы, туляремии, конго-крымской геморрагической лихорадки и ЛЗН отмечено также на территории Ставропольского края.
Я очень коротко коснусь инфекций, переносимых комарами. Увеличиваются очаги лихорадки Западного Нила. Появляются новые виды комаров, которые переносят новые для нашей страны инфекции: на сопредельных с Сочи территориях Абхазии мы обнаруживаем ДНК лихорадки Денге.
Таким образом, можно констатировать, что в ближайшие десятилетия будет происходить быстрое расширение границ природных очагов особо опасных инфекций со сменой их биоценотической структуры. Ареал комариных трансмиссивных инфекций неизбежно сместится севернее - до густонаселенных территорий Орловской, Липецкой, Ульяновской области, Республики Татарстан. Потепление климата даст возможность укоренения новых очагов лихорадок. Наиболее неблагоприятным выглядит сценарий с заносом в Россию новых для нее вирусов из Африки по миграционным путям перелетных птиц, при одновременном распространении новых видов комаров - переносчиков этих вирусов.
Границы ареала таежного клеща сместятся на север, а изменение температурного профиля в течение сезона может существенно повлиять на эпизоотологические и эпидемиологические проявления клещевых инфекций. При потеплении климата в Сибири и на Дальнем Востоке можно ожидать более интенсивного использования земель для сельскохозяйственного производства, в результате чего возрастут контакты людей с клещами.
Имеющиеся данные указывают на то, что потепление будет более сильным в зимний период, в то время как в теплый период года изменения климата может быть весьма незначительным. На юге Российской Федерации потепление в зимний период имеет особенно значимые негативные эпидемиологические последствия из-за увеличение численности иксодовых клещей, в первую очередь Hyalomma marginatum - основного переносчика вируса конго-крымской геморрагической лихорадки.
В природных очагах чумы Тувы и Горно-Алтайска меняется высотная приуроченность эпизоотий, площади очагов увеличиваются.
В природных очагах чумы на юге России происходит изменение биоценотической структуры.
В результате можно ожидать изменения эпизоотической активности и эпидемического потенциала очагов. Например, ранее считалось, что Горно-Алтайский природный очаг чумы имеет невысокий эпидемический потенциал. Однако случай заболевания человека чумой в 2014 году изменил эти представления.
В целом в ближайшие десятилетия ожидаются следующие угрозы, генерируемые природно-очаговыми инфекциями:
увеличение количества случаев заболевания людей природно-очаговыми инфекциями во время циклических вспышек и сокращения временных интервалов между вспышками;
- увеличение площадей природных и сочетанных очагов инфекций, опасных для человека и животных;
- появление природных очагов новых и возвращающихся инфекций;
- увеличение площадей трансграничных природных очагов опасных для человека инфекций;
- увеличение вероятности заноса природно-очаговых инфекций на территорию Российской Федерации, в первую очередь из сопредельных стран;
- трудно прогнозируемые из-за разнонаправленных локальных климатических изменений вспышки природно-очаговых инфекций.
Парирование этих угроз и станет главным направлением работы соответствующих служб Российской Федерации.
Литература
1. Аналитический обзор "Эпидемиологическая обстановка по природно-очаговым инфекционным болезням в Южном, Северо-Кавказском и Крымском федеральных округах в 2014 г.".- Ставрополь, 2015.- 74 с.
2. Кутырев В. В., Попова А. Ю., Ежлова Е. Б., Демина Ю. В., Пакскина Н. Д., Щучинов Л. В., Михайлов Е. П., Мищенко А. И., Рождественский Е. Н., Базарова Г. Х., Денисов А. В., Шарова И. Н., Попов Н. В., Кузнецов А. А. Заболевание человека чумой в Горно-Алтайском высокогорном природном очаге в 2014 г. Сообщение 1. Эпидемиологические и эпизоотологические особенности проявлений чумы в Горно-Алтайском высокогорном (Сайлюгемском) природном очаге чумы // Проблемы особо опасных инфекций. вып. 4, 2014. С. 9-16.
3. А. И. Удовиков, Н. В. Попов, Л. В. Самойлова, С. И. Толоконникова. Климат и трансформация экосистем на примере природных очагов чумы юго-востока России // Проблемы особо опасных инфекций., вып. 112, 2012. С. 21-24.
4. Бурделов Л. А., Дубянский В. М., Мека-Меченко В. Г., Семенко О. В., Садовская В. П. О причинах рецентного расширения ареала большой песчанки (Rhombomys opimus Light) в Казахстане. // Зоологические и охотоведческие исследования в Казахстане и сопредельных странах. Матер. международной научно-практ. конф. Алматы. 2012. С. 69-73.
5. Злобин В. И. Клещевой энцефалит в Российской Федерации: этиология, эпидемиология и стратегия профилактики // Terra medica nova N2/2010. С. 13-21.
6. Кормиленко И. В. Экологические и эпидемиологические аспекты крымской геморрагической лихорадки, лихорадки Ку и иксодовых клещевых боррелиозов в Ростовской области. Автореф. дисс. канд. биол. наук. 14.02.02 - эпидемиология. 2010. 24 с.
7. Глобальное изменение климата и его проявления и последствия для России: социально-экономические и экологические аспекты Обзор важнейших публикаций на русском языке. Доступно на http://esco-ecosys.narod.ru/2005_8/art30.pdf.