Российские школьники научились
Международные исследования показали повышение их грамотности
Российские школьники улучшили результаты по математике, чтению и естественным наукам. Положительную динамику Россия показала сразу в двух международных исследованиях качества образования — Programme for International Student Assessment (PISA) и Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS). Результаты доказывают, что школы не заменили общую подготовку "натаскиванием на ЕГЭ", считают эксперты. Однако дальнейший рост результатов российских школьников в исследованиях вряд ли возможен, предупреждают они.
В среду Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила результаты международного исследования качества образования PISA-2015, в котором Россия участвует с 2000 года. Исследование проводится раз в три года и оценивает уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся. В эту волну средние результаты российских школьников по читательской грамотности выросли на 20 баллов (475 до 495 баллов), по математической грамотности — на 12 баллов (с 482 до 494 баллов), наименьший рост произошел в естественнонаучной области — на 8 баллов (с 479 до 487). "Это очень хороший и важный результат, которые демонстрирует нам произошедшие улучшения в показателях российских учащихся",— прокомментировал исследование старший менеджер проекта PISA Питер Адамс.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов также отметил общую положительную динамику за несколько лет и подчеркнул значимость перехода России с 34-го на 23-е место в мировом зачете по математической грамотности. С аккуратностью относиться он призвал к результатам в естественнонаучной области: "В отличие от других стран, у нас это разные предметы: отдельно математика, физика, химия, биология, поэтому общие результаты могут быть ниже". Он также отметил, что традиционный лидер исследования Финляндия в этом году существенно снизила свои позиции.
За неделю до публикации результатов PISA были представлены данные другого международного исследования качества образования TIMSS, проводимого Международной ассоциацией по оценке учебных достижений раз в четыре года среди учащихся 4-х, 8-х и 11-х классов по математике и естественнонаучным предметам. Согласно нему, российские школьники также улучшили свои результаты. Так, ученики 4-х классов оказались на седьмом месте среди почти 60 стран, обогнав Финляндию, а восьмиклассники заняли шестое место по математике и седьмое в естественных науках. TIMSS Advanced, измеряющий уровень математического образования среди изучающих углубленный курс естественных наук, например, в специализированных школах, также показал рост баллов, что позволило России занять второе место в общем зачете, опередив Францию, США и Португалию.
"Раньше мы сильно проигрывали другим странам по практикоориентированным заданиям, которые оценивают умение примять академические знания в жизни, теперь это ушло",— рассказал "Ъ" руководитель федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике Иван Ященко. По его словам, в последние годы количество таких заданий возросло и в ЕГЭ, и ОГЭ (итоговый экзамен в 9-м классе). "Важно также, что российские школьники, изучающие математику на углубленном уровне, лучше всех в мире справляются с заданиями по математическому анализу, несмотря на то что в школьной программе на них акцента нет, потому что в ЕГЭ таких заданий мало". Данные исследования доказывают, что тезис о том, что в российских школах "произошла подмена обучения натаскиванием на ЕГЭ, не верен, мы видим, что общий уровень обучения в школах высокий, и ребята готовы к продолжению образования в вузах",— уверен Иван Ященко.
"В целом баллы российских старшеклассников по математике в 2015 году ниже, чем они были и в 2008 году, и в 1995 году",— настаивает заместитель заведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Инобра НИУ ВШЭ Андрей Захаров. По его мнению, занять лидирующие позиции России позволило то, что ее результаты снизились меньше, чем у других стран: "Все время улучшать результаты невозможно, мы подходим к некоему потолку роста, а если рассматривать Россию в группе стран с сопоставимым уровнем ВВП, то оказывается, что мы уже вышли на лидерские позиции в этой категории, и существенное улучшения результатов в следующих волнах исследования маловероятно".