ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ

ЖЕНЕВСКОГО ГРАН-ПРИ

АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ

В Женеве наградили победителей конкурса Grand Prix d'Horlogerie de Geneve (GPHG), который снова вместо "Золотой стрелки" стали льстиво величать еще и часовым "Оскаром". Не обошлось без сюрпризов. Две марки получили по две награды каждая, а главный приз, "Золотую стрелку", отдали часам, которые впервые появились на публике — Ferdinand Berthoud.

Призы в двенадцати категориях вручали в новом месте — на сцене Театра Леман. Привычный Большой театр Женевы закрылся на реконструкцию, но и у его "преемника" такой же красный и плюшевый зал — казалось даже, что изменилось немногое.

Grand Prix d'Horlogerie de Geneve иногда называют часовым "Оскаром", чтобы приподнять его в глазах публики. Но он в этом не нуждается

На первых почетных рядах собрались командиры часовой индустрии — не видно было только представителей Swatch Group. Главная швейцарская часовая группа в этом году решила не участвовать — вернувшись два года назад после долгих обид и одержав несколько побед, она решила не искушать судьбу и снова остаться в гордом одиночестве. Напротив, прочие большие игроки — Richemont, LVMH, Kering и другие — вышли на старт и оказались в выигрыше.

Сначала выдали премию публики. Публика не всегда дура, но дебютные часы новой марки Czapek Geneve, 33 bis Quai des Bergues выглядят как плохая пародия на часовую историю. Потом слово дали профессионалам из жюри.

Премию "Возрождение" за TAG Heuer Monza Chronograph вышел получать почетный председатель TAG Heuer Джек Хойер и маркетинг-директор марки Валери Серважон

Фото: Grand Prix d'Horlogerie de Geneve

Целых две награды получила входящая в группу Richemont компания Piaget. Сначала за Женские часы — прелестные изящные Limelight Gala Milanese Bracelet. Они в этой категории были самыми простыми и самыми эффектными — с красиво нарисованным золотым с бриллиантами кольцом циферблата, переходящим в крепления для тонкого золотого браслета, который выполнен в кропотливой технике миланского плетения. Я видел работу над миланским плетением на мануфактуре Piaget в План-лез-Уат и могу подтвердить, что это требует не только ангельского труда, но и адского терпения. Ну а второй приз Piaget получила в категории Художественные часы — за спорную, но очень интересную вещь Protocole XXL "Secrets & Lights" Venice Micro-Mosaic. Квадратные часы со скошенными углами — основа для выполненного в технике микромозаики пейзажа, изображающего венецианский собор Санта-Мария-делла-Салюте — над Гранд-каналом с непременной гондолой. Изображение вольным образом перетекает с циферблата на его рамку, что в сочетании с легкими погрешностями в перспективе напоминает итальянские доски раннего Возрождения. Глава Piaget Филипп Леопольд-Метцгер был очень счастлив и унес в каждой руке по золотой статуэтке: "Хорошо для равновесия",— подмигнул он мне в ответ на поздравления.

Два приза получила марка Girard-Perregaux, не так давно вошедшая в группу Kering. Причем оба были присуждены за часы с золотыми мостами над турбийонами. Это отличительная черта марки, которую Антонио Кальче, недавно ее возглавивший, решил сделать одной из основных тем в часах с усложнениями. И не прогадал, потому что первую премию среди Женских усложнений взяли часы их прославленной линии "Кошачий глаз" — Cat's Eye Tourbillon with Gold Bridge.

Глава Piaget Филипп Леопольд-Метцгер унес с церемонии сразу две золотые статуэтки — за Limelight Gala Milanese Bracelet и за Protocole XXL "Secrets & Lights" Venice Micro-Mosaic

Фото: Grand Prix d'Horlogerie de Geneve

"Три золотых моста", или Trois Ponts d'Or,— самая известная линия марки Girard-Perregaux, а самая знаменитая модель этой линии — La Esmeralda. Она ведет родословную от карманных часов Констана Жирара-Перрего, которые взяли медаль на Всемирной выставке в Париже в 1889 году и, в конце концов, побывав в руках мексиканского президента генерала Диаса, вернулись в музейное собрание марки. На их основе появилось несколько часовых шедевров с тремя золотыми мостами, один из которых, La Esmeralda Tourbillon, украсил коллекцию этого года и принес Girard-Perregaux победу в категории Турбийоны.

Призы в двенадцати категориях вручали на сцене Театра Леман. После церемонии для традиционной групповой фотографии здесь выстроились победители и члены часового жюри

Премию за Мужские часы отдали независимым мастерам — братьям Тиму и Барту Гронефельдам, которые известны прогрессивному часовому человечеству под прозвищем Horological Brothers. Их Gronefeld 1941 Remontoire поразили жюри простотой и сложностью одновременно. Классические "костюмные" часы имеют ремонтуар — одно из устройств для передачи постоянной силы вне зависимости от натяжения пружины. Эти устройства так и называются — force constante — и ценятся за свою сложность почти как турбийоны. "1941" в названии, как говорят братья, это год рождения их отца — потомственного часовщика, который в родной деревушке следил за снабженными устройством постоянной силы часами, установленными в церкви. В одинаковых пиджаках с оранжевыми кожаными заплатками на локотках, Гронефельды с восторгом приняли приз — уже второй в истории их маленькой компании Gronefeld из голландского городка Олдензал.

Часы TAG Heuer Monza Chronograph отмечены премией "Возрождение"

Среди Хронографов были отмечены часы германской марки Montblanc. Их новые 1858 Chronograph Tachymeter Limited Edition — одна из моделей, введенных в оборот новым главой Montblanc Жеромом Ламбером, который до этого с успехом руководил Jaeger-LeCoultre. Однокнопочный хронограф с тахиметрической шкалой разработан мастерами принадлежащей Montblanc старинной мануфактуры Minerva.

В номинации Календари из многих красивых и сложных моделей жюри выбрало представленную главой марки MB&F Максимилианом Бюссером Legacy Machine Perpetual. В полном соответствии с названием своей марки — "Максимилиан Бюссер и друзья" — тот произнес со сцены панегирик своему другу, ирландскому часовщику Стивену Макдоналу. "С вечными календарями,— сказал Бюссер,— вечные хлопоты. Либо они блокируются, либо разлаживаются и пропускают дни, либо за это их в ярости разбивает владелец. Стивен Макдонал работал три года, а потом принес механизм, который пошел с первого раза и с тех пор не сделал ни одной ошибки".

Часы Czapek Geneve 33 bis Quai des Bergues получили премию публики

Приз за Часы со вторым часовым поясом, модное и востребованное сейчас усложнение, получила молодая часовая фирма Faberge. Почему молодая? Да потому, что от знатного петербуржца Карла Густавовича Фаберже она не унаследовала ничего, кроме фамилии. Зато у современной марки ничуть не менее талантливые мастера. Новую модель Visionnaire DTZ, как и прошлогоднюю — с прекрасным павлином, раскрывающим на циферблате хвост, построил владелец женевского конструкторского бюро Agenhor Жан-Марк Видеррехт. Часы Faberge показывают время второго часового пояса в оптической трубке в центре циферблата. Так что они не зря называются "Визионер". Визионера Видеррехта мы знаем, уважаем и любим — он не раз приносил "Стрелки" сотрудничавшим с ним маркам.

В номинации Исключительная механика отметили новинку Audemars PiguetRoyal Oak Concept Supersonnerie. Это очередное суперусложнение, объединяющее репетир, турбийон и хронограф, которое успешная и независимая марка из Ле-Брассю вкладывает в корпус своего бестселлера Royal Oak, на сей раз сделанных не из стали, а из титана и черной керамики. Глава Audemars Piguet Франсуа-Анри Беннамьяс выступил с отповедью зоилам, говорящим, что его шедевр якобы дорог. "Что значит дорог? По отношению к чему? А Пикассо — дорог? Рембрандт — дорог?" — вопрошал Беннамьяс.

Глава Audemars Piguet Франсуа-Анри Беннамьяс получил премию в номинации "Исключительная механика" за Royal Oak Concept Supersonnerie

Фото: Grand Prix d'Horlogerie de Geneve

По принципу цены объединяет часы категория Petite Aiguille — "Маленькая стрелка". Другое дело, что в богатой Швейцарии эта бюджетная категория не может не вызывать болезненной улыбки. Недорогие часы, просто-таки даром,— не больше 8 тыс. франков. Правда, победитель в этой категории — Tudor — и был специально придуман как более дешевый "второй бренд" знаменитого Rolex. На Западе он известен ничуть не меньше и в последние годы очень популярен. В России же им практически не торгуют, безосновательно считая, что он может составить конкуренцию старшему брату. Heritage Black Bay Bronze — особенная модель из-за своего корпуса из бронзы. Этот материал сейчас в моде. Считается, что рисунок патины, который появится благодаря старению бронзы, сделает часы не похожими на другие. Конечно, до рисунка на древних вазах из Китая ему еще окисляться и окисляться, но благородный оттенок в этих часах уже есть.

В категории Ювелирные часы выбрали единственную в своем роде модель, которую создали вместе часовщики и ювелиры Chanel,— великолепный браслет с часами-секретом Les Eternelles de Chanel Signature Grenat. Возможно, Никола Бо, глава часового направления знаменитой французской модной марки, предпочел бы получить премию за первые мужские часы, уже знакомые нам Monsieur de Chanel. Но и награда в другой категории — большой успех, особенно в соревновании с ювелирами-соседями.

Братья Барт (слева) и Тим Гронефельды получили премию за мужские часы Gronefeld 1941 Remontoire

Фото: Grand Prix d'Horlogerie de Geneve

Спортивными часами года назвали Eberhard & Co, Scafograf 300 — более или менее стандартного представителя дайверских моделей с круглым окошком циферблата. Сходство с Rolex, Omega, TAG Heuer и тем же Tudor неслучайно, потому что это — возрождение модели, которую Eberhard & Co запустила в 1964 году. Часы были рассчитаны на невиданную тогда глубину в 300 метров. Ничем другим они не знамениты и, пожалуй, слишком дороги для своего немануфактурного, хотя и надежного калибра ETA.

Возможно, на первое место Eberhard вывело то, что специальный приз жюри "Возрождение" получили часы TAG Heuer Monza Chronograph, потомки появившейся 40 лет назад легендарной модели Monza. Приз вышел получать ее создатель, дуайен швейцарских часовщиков 84-летний Джек Хойер.

Оставалась только главная премия GPHG — "Золотая стрелка", Aiguille d'Or. И никто не ожидал, что жюри решит отдать ее часам марки Ferdinand Berthoud. Немногие видели их год назад в Парижском яхт-клубе. Ведь, с одной стороны, Ferdinand Berthoud марка молодая и неизвестная, а с другой — старинная и знаменитая. И с одной стороны, это типичный стартап-возрождение, а с другой — ближайшие родственники этой старой новой компании в элите часового мира. Марка Ferdinand Berthoud принадлежит сопрезиденту Chopard Карлу-Фридриху Шойфеле. Имя швейцарца Фердинанда Берту (1727-1807), морского хронометриста при французском дворе, стало названием компании давно, но только три-четыре года назад начались работы над первыми ее часами. И вот дебют — Chronometre Ferdinand Berthoud FB 1 — сразу же получает главный часовой приз года. Было чему радоваться. Карл-Фридрих Шойфеле и дизайнер часов Ги Бов весь вечер поднимали бокалы за счастливую неожиданность. Я старался не отставать, спросив лишь, появится ли FB 1 в будущем году в Базеле. "Нет,— ответил мне Карл-Фридрих,— я хочу еще подождать. Мы не сможем сделать столько часов, сколько захочется посетителям Базеля. Мы отложим дебют еще на год. В конце концов, признание у нас уже есть".

Вся лента