МОРСКОЙ ХРОНОМЕТР НА РУКЕ

ГИ БОВ, FERDINAND BERTHOUD

Дизайнером часов Chronometre Ferdinand Berthoud FB1, получивших на церемонии Grand Prix d'Horlogerie de Geneve "Золотую стрелку", стал Ги Бов, хорошо известный своими произведениями для IWC и Chopard. Он рассказал о работе с возродившим марку Ferdinand Berthoud сопрезидентом Chopard Карлом Фридрихом Шойфеле.

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

— Новые часы Ferdinand Berthoud? Это имя в XX веке никто не слышал.

— Зато хорошо знали в девятнадцатом. Фердинанд Берту — знаменитый часовщик, переехавший в Париж ко двору Людовика XV, теоретик и практик. Я работал для Chopard, и однажды Карл Фридрих Шойфеле сказал мне, что он выкупил имя Ferdinand Berthoud и хочет создать часовой дом. Он попросил меня заняться наследием Берту и внимательно посмотреть те его вещи, которые он приобрел для музея L.U. Ceum во Флерье. Это были морские хронометры, а также настенные и карманные часы. Я воспринял это задание как настоящий вызов, Берту никогда не делал наручных часов. Он их не видел, они тогда еще просто не существовали. Значит, мне надо было придумать, как выглядели бы придуманные им наручные часы.

— Так на что вы ориентировались — на морские хронометры, на настенные или карманные часы?

— Мне кажется, больше всего души он отдал созданию морских хронометров. Это одни из самых благородных часовых приборов — и самых романтичных. Хронометры моряков, которые по этим часам искали новые земли или вступали в морские сражения. Многие не возвращались на сушу — и их часы оставались с ними на дне. Для Карла Фридриха морской хронометр был отличным примером еще и потому, что эти часы обязаны ходить исключительно точно, а он очень ценит точность, у его механизмов есть все возможные сертификаты. И вот я решил представить морской хронометр в качестве спортивных часов той эпохи. И сделать наручные часы, гораздо более прочные, точные, красивые и живучие, чем многие часы нашего времени.

Ги Бов объяснял свои решения черным по белому

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

— Старинный морской хронометр — это ящик с подвешенным внутри механизмом. Как передать черты хронометра в современных часах? Не проще ли сделать стилизацию под часы времени Берту и привести их к размеру наручных?

— Мне не хотелось так делать. В принципе это несложно: взять несколько узнаваемых черт и нарисовать циферблат ретро, так многие поступают. Но я подумал, если мы пойдем этим путем, то выдающийся механизм, который был разработан, останется незамеченным. У нас же не было задачи продать сотни и тысячи часов, мы обращались к коллекционерам. Главное в FB1 — это как раз механизм.

— Достаточно крупный, как и полагается морскому хронометру.

— Он имеет расположенный в центре турбийон, устройство "постоянной силы" в виде фузеи с цепью и индикатор резерва хода. Это не маленький механизм — 35 мм в диаметре и 8 мм в ширину, хотя для фузеи он довольно тонок. Я не хотел далеко отходить от идеи морского хронометра — пусть механизм лежит в герметическом цилиндре и пусть его держит наружная коробка. Я срезал ее углы, чтобы приблизиться к круглому циферблату: круглые часы всегда классичнее и приятнее. А потом сделал акцент на ушках для крепления ремешка. Мне хотелось подчеркнуть, что это не настольный прибор, а часы, которые можно носить на руке. Механизм я показал с нескольких сторон. С обратной стороны его видно сквозь стеклянную крышку. По бокам я сделал окошки в духе жюль-верновского "Наутилуса", чтобы можно было бы наблюдать за движением баланса и работой фузеи. Затем я добавил отверстия в циферблате, причем не прорезанные с компьютерной точностью, а обработанные руками. Интересно видеть и то, что происходит под циферблатом.

Ferdinand Berthoud Chronometre FB 1 — так звучит название часов, завоевавших в 2016 году "Золотую стрелку" Женевского конкурса. Механизм с ручным подзаводом FB-T.FC имеет центральный турбийон и устройство "постоянной силы" в виде фузеи с цепью

— Но и на циферблате тоже. Один из самых эффектных элементов — секундная стрелка, которая напоминает старинные часы.

— Возможно, это единственный элемент, который почти буквально воспроизводит то, что делал Берту. Она очень длинная, пожалуй, самая длинная, какую только можно сейчас сделать. Остальные стрелки из золота, но эта — из бронзы, потому что золото было недостаточно прочным для такой длины. Мы много работали над написанием цифр. У Берту цифры были награвированы на циферблате или написаны от руки. Я выбрал технический шрифт с засечками на концах.

— То есть недаром к этим часам прилагается десятикратная лупа?

— Лупа пригодится, потому что эти часы обманчиво просты — в них много важных миниатюрных деталей. Часы, соответствующие требованиям Женевского клейма, можно рассматривать с увеличением в три раза. Десятикратная лупа дает еще больше возможностей. Это наша гарантия, наше обещание изготовить вещь невиданной ранее точности и красоты: "Смотрите сами!"

Беседовал Алексей Тарханов

Вся лента