Судьи собрались с миссией
На всероссийском съезде выступили президент и главы высших судов
На Всероссийском съезде судей президент Владимир Путин вчера говорил о важной миссии, которую выполняют члены судейского сообщества. Председатель КС Валерий Зорькин выступал против превращения своего суда в коллегию ВС. А председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев призывал продолжить гуманизацию правосудия.
Владимир Путин приехал на съезд уже после его открытия. Поэтому он, в частности, не услышал отчет председателя Высшей квалификационной коллегии судей Николая Тимошина. В нем говорилось о повышении требований к кандидатам в судьи и их тщательном отборе, в результате чего 25-27% из них (раньше 12-15%) не попали в судейский корпус. Не менее тщательно, как выяснилось, квалификационная коллегия разбирается с жалобами, поступающими на судей. Так за четыре года, прошедшие с предыдущего съезда судей, по итогам рассмотрения 800 обращений коллегии привлекли к дисциплинарной ответственности 743 судьи. При этом, как отметил господин Тимошин, подавляющее большинство судей, чьи полномочия были прекращены, ушло в отставку по собственному желанию. Еще 53 судьи с санкции коллег были привлечены к уголовной ответственности. Причем в основном они оказывались под следствием за нарушение правил дорожного движения, а гораздо реже за вынесение заведомо неправосудных решений и коррупцию.
Пропустил президент и приветственное обращение к съезду судей председателя Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Гвидо Раймонди. Последний рассказал, что Россия больше не занимает первое место по количеству жалоб на действия властей, поступающих в ЕСПЧ. Теперь в этом плане лидирует Украина. "Однако число жалоб из России все равно остается значительным",— отметил господин Раймонди, объяснив это, впрочем, большим количеством людей, проживающих в РФ. И если, по его словам, "посмотреть на картину в целом", то нельзя не заметить, что в России проводятся реформы с целью приведения национальной судебной системы в соответствие с международными стандартами. В частности, по его мнению, заметно улучшилось исполнение судебных решений, что раньше являлось одним из поводов для подачи жалоб в ЕСПЧ.
Владимир Путин приехал на съезд после небольшого перерыва, во время которого устроители мероприятия организовали для судей кофе-брейк, одновременно пропустив к ним журналистов.
Господин Путин назвал съезд значимым событием не только для судебной системы и всех правоохранительных органов, но и для всей страны. Потому что судьи решают задачи самого высокого уровня, к которым прежде всего относится защита прав граждан, их свобод и достоинства.
"Исполнительная и законодательная власть обязана учитывать ваши решения по совершенствованию работы судов. Уверен, что и ход ваших дискуссий, и итоговые документы съезда будут изучаться самым тщательным образом",— пообещал собравшимся в зале президент, отметив, что за прошедшие четыре года были реализованы меры, оказавшие "серьезное позитивное влияние на саму организацию судебной системы и на практику рассмотрения дел".
Прежде всего это объединение Верховного суда и Высшего арбитражного, а также принятие нового Кодекса об административном судопроизводстве, которым была установлена "понятная и прозрачная процедура рассмотрения споров граждан с органами власти разных уровней.
Вместе с тем господин Путин отметил, что правовое поле в стране меняется очень быстро и порой даже несистемно, что создает немало проблем в процессе "правоприменения". В свою очередь, судейское сообщество, по его словам, способно повлиять на эту ситуацию. А парламент, отметил глава государства, "с должным вниманием отнесется" к авторитетному мнению судей. Стабильность и предсказуемость законов он назвал общей целью, гарантией качества национальной юрисдикции.
В то же время Владимир Путин обратил внимание на "перегрузку судов", отметив, что она сказывается на качестве судебных актов, может приводить к ошибкам и в конечном итоге к нарушению прав граждан и интересов государства. При этом он предположил, что на съезде будут выработаны рекомендации, которые позволят изменить сложившуюся ситуацию. Тем более что, по мнению президента, у судебного корпуса есть ресурсы для того, чтобы облегчить собственную работу, используя, например, упрощенный порядок при рассмотрении некоторых дел.
Работу судей господин Путин назвал миссией, которая необходима всему обществу и конкретным людям. При этом он отметил, что сам судья должен быть примером объективности, неподкупности и безупречности в своих действиях и решениях. "Запросы граждан к судебной системе, к работе судей, к их моральному и нравственному облику очень высоки, и соответствовать им надо в полной мере",— заявил президент.
По программе съезда после Владимира Путина должен был выступить председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, но он пропустил вперед председателя суда Конституционного Валерия Зорькина. Председатель КС, отмечая положительный эффект, наступивший от объединения двух высших судов, выступил против того, чтобы Конституционный суд (КС), как ранее Высший арбитражный, стал одной из коллегий ВС.
В свою очередь, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев рассказал, что за последние пять лет примерно четверть подсудимых освобождается от уголовной ответственности, на 40% сократилось число лиц, осужденных к лишению свободы,— с 312 тыс. человек до 219 тыс. На 80% снизилось и количество обвиняемых, которых во время следствия брали под стражу. Однако, по его словам, есть возможности и для дальнейшей гуманизации уголовного законодательства. Особенно учитывая, что за преступления небольшой степени тяжести перед судом впервые предстают 72% обвиняемых, а за преступления средней тяжести — более 71%.
Господин Лебедев напомнил, что по инициативе ВС для таких лиц был введен новый вид наказания — штраф вместо уголовной ответственности. Но это направление заслуживает дальнейшего развития, полагает он. В частности, по его словам, введение такого понятия, как "уголовный проступок", позволяет заменить уголовное наказание за некоторые составы преступлений исправительными и принудительными работами. К тому же совершивший проступок человек избегает судимости, которая может испортить ему всю дальнейшую жизнь.
В целях же повышения независимости и объективности правосудия, отметил господин Лебедев, в системе судов общей юрисдикции необходимо создать самостоятельные апелляционные и кассационные суды. Как полагает Вячеслав Лебедев, реализация этого проекта возможна за счет уже имеющейся в распоряжении судов материальной базы. Ранее он сообщал, что создание 14 новых судов обойдется примерно в 4 млрд руб. Однако противники этой идеи считают ее весьма затратной, полагая, что на каждый из судов в итоге придется потратить по 1-2 млрд руб.
В перерыве, когда делегаты съезда отправились обедать, Вячеслав Лебедев остался отвечать на вопросы журналистов.
"В 2016 году по разным причинам, в том числе по амнистии или истечению сроков давности, суды освободили от ответственности 27% обвиняемых",— рассказал, в частности, господин Лебедев. Но в то же время призвал не зацикливаться на количестве оправдательных приговоров, потому что незаконный оправдательный приговор так же вреден, как незаконный обвинительный. "А оправдывать надо, только если для этого есть основания",— добавил он.