«Почему мы такие бюрократы»
Рустам Минниханов уличил чиновников во вреде предпринимательству
Вчера на заседании совета по предпринимательству с участием 300 представителей бизнес-сообщества президент Татарстана Рустам Минниханов потребовал от чиновников прекратить «придумывать» преграды для бизнеса и дал несколько поручений. В том числе — разработать схему привлечения частной медицины к программе ОМС и упростить доступ предприятий общепита на территорию Болгара. Господин Минниханов обвинил чиновников в том, что они «делают все, чтобы была коррупция». «Почему мы такие бюрократы»,— задался он вопросом. А под конец мероприятия признался, что и сам раньше принимал «необдуманные решения» — возглавляя правительство республики, «участвовал в том, чтобы ухудшить исторический центр» Казани.
Вчера в Казани под председательством Рустама Минниханова прошло третье по счету заседание совета по предпринимательству, учрежденного год назад по инициативе бизнес-омбудсмена Татарстана Тимура Нагуманова. Мероприятие собрало около 300 бизнесменов. Они рассказали президенту о проблемах малого бизнеса в республике, предложив варианты их решения.
Первым подняли вопрос доступа частной медицины к бюджету обязательного медицинского страхования (ОМС). Из презентации ранее созданной для разработки этой темы проектной группы следовало, что в этом году в программу ОМС смогли попасть только 55 предпринимателей, да и те «страдают от сокращения объемов» услуг. Предприниматели попросили у президента равных с госучреждениями условий для получения госзаказа на обслуживание населения. Министр здравоохранения Татарстана Адель Вафин попытался «развеять миф, что мы закрыты для частного бизнеса», пообещав ввести предпринимателей в состав комиссии, которая распределяет объемы ОМС. Однако Рустам Минниханов посчитал такое решение недостаточным: «Как министр скажет, так комиссия и решит». Он поручил разработать комплексную схему обслуживания населения, которая бы давала возможность привлекать предпринимателей на те или иные направления медобслуживания — не только на «выгодные услуги».
Докладчик следующей проектной группы эксперт-эколог Венера Камалова рассказала, что в совет пожаловался фермер, которого оштрафовали на 180 тыс. руб. за установку газового котла в подсобном помещении. «Выяснилось, что проверяющие органы все сделали правильно. Он должен был оформить экологическую документацию»,— сказала эксперт. Рустам Минниханов выразил удивление — на прошлом заседании он уже жестко критиковал чиновников за то, что те предъявляют к фермерам абсурдные требования (тогда речь шла о необходимости получения лицензии на навоз). «Зачем для газового котла экологическая документация? У него же есть техпаспорт. Это же бытовой котел, мы не на югах живем. Глупости вообще!»— возмутился господин Минниханов и обратился к главе регионального управления Росприроднадзора Фариту Хайрутдинову: «Кто это придумывает? Неужели нельзя пойти навстречу предпринимателям? Вы делаете все, чтобы в нашей стране была коррупция». «Я совершенно с вами согласен»,— растерялся господин Хайрутдинов. Он попытался объяснить, что предприниматель — «объект негативного воздействия», но был прерван президентом: «Помогите составить документацию этому предпринимателю. Не издевайтесь над людьми». «Если вам деньги нужны — лучше придите, я вам сам деньги дам»,— добавил господин Минниханов, чем рассмешил собравшихся.
Ассоциация рестораторов Татарстана попросила у Рустама Минниханова содействия в снижении ставок на аренду площадей в Болгаре. «Сегодня Болгар как инвестиционная площадка не соответствует критериям для вхождения бизнеса»,— пожаловалась исполнительный директор ассоциации Галина Шарафутдинова. Она напомнила, что два года назад свои точки на территории исторического комплекса открыла сеть «Тубетей», но ее точки «получили убытки и вынуждены были закрыться». «Надо бесплатно давать земельные участки и пусть предприниматели обслуживают гостей»,— сказал Рустам Минниханов. Он попросил министра земельных и имущественных отношений республики Азата Хамаева «объяснить, почему мы такие бюрократы». «Мы не бюрократы,— обиделся господин Хамаев.— Просто есть нормативные документы, которые регулируют все процедуры». По итогам обсуждения процедур господин Минниханов поручил эти процедуры упростить.
Однако предложение гостиничного бизнеса положительного отклика президента не получило. Коммерческий директор «Ривьеры» Елена Войтко жаловалась на приказ Минкульта РФ, которым запрещены вывески на крышах отелей в охранной зоне Казанского кремля. Под ограничения, помимо «Ривьеры», попали отели «Корстон», «Шаляпин» и «Рамада». Госпожа Войтко, полагая, что исторические памятники архитектуры не «должны вытеснить современность», попросила: «Помогите отменить или видоизменить эти пункты приказа». В противном случае, по ее словам, упадут прибыли гостиниц, что приведет к сокращению уплачиваемых налогов, а «город утратит яркость и современное лицо». Рустам Минниханов заявил, что ему «на крыше надписи тоже не нравятся» и признался, что во времена его руководства правительством им «принимались необдуманные решения» по отношению к старой части Казани. «Как человек, который участвовал в том, чтобы ухудшить исторический центр… сейчас я очень обеспокоен, чтобы сохранить его»,— сказал президент, но пообещал «искать решения».