Пане-панове
На новом Porsche в сторону Мазурских озер
Все-таки Porsche - компания не от мира сего. Там не ошибаются в стратегии, не следуют тупо за автомобильной модой. Придумали более полувека назад купе 911 с мотором, расположенным, простите за каламбур, позади задней оси, и продолжают его "тюнинговать" по сей день. Почти каждая генерация этой модели является культовой.
Ну а когда есть культ, есть и апологеты культа. Как они возмущались, прознав о разработке кроссовера Cayenne! Где они все сейчас, интересно? Или как они потом роптали по поводу проекта Panamera? Да что они! Не все внутри компании разделяли идею делать лимузин. Великий Вальтер Рерль тоже, кажется, сомневался. До тех пор, правда, пока не проехал на Panamera круг по Северной петле. Посмотрев на секундомер, легенда gruppe B признал, что Panamera - это самый настоящий Porsche от бампера до бампера. Забегая вперед, скажу, что топ-версия Panamera нового поколения оказалась и вовсе самым быстрым седаном в "зеленом аду": ее время 7 минут 38 секунд, что аналогично времени трекового болида Porsche 997 GT3, установленному в 2009 году. Только представьте!
Вызов брошен
После разговоров про беспилотные автомобили я как-то спросил одного из инженеров Porsche, имеет ли смысл доводить до совершенства подвеску, управление, тратить миллиарды на то, на се, имея в виду, что лет через десять мы все превратимся в пассажиров? Инженер, улыбаясь, ответил: "Перед тем как это произойдет - а это произойдет, понятное дело, - Porsche будет последним сошедшим с конвейера спортивным автомобилем на планете Земля. Только так и не иначе".
Я не вхожу в секту "свидетелей Porsche", но в свое время был заворожен первым карандашным наброском Panamera, который разослали по миру в качестве тизера. Подоконная линия, начинаясь у передней стойки, в конце неожиданно взмывала вверх - это было необычно для марки. Потом мы встретились живьем. Panamera стояла на площадке перед аэропортом в Мюнхене и выглядела так, что мурашки по коже бегали. Это был настоящий Porsche! Разве что объевшийся колбасок и запивший-заевший все это дело литром Stuttgarter Hofbrau с брецелем.
Panamera породила интересные четырехдверные концепты - в кузове shooting brake, электрокар Porsche Mission E, но главное - она прочно зафиксировала присутствие Porsche в сегменте больших лимузинов. И не просто зафиксировала, а еще и выделила эти лимузины в особую нишу - продать 150 000 таких машин не шутки, и доминировать в одиночку никто не даст. Mercedes-Benz уже бросил вызов Porsche Panamera проектом под условным названием GT4, который обещает запустить в серию в 2019 году. Становится очень интересно!
Штука редкая
Новое поколение Porsche Panamera хоть и развивает достижения предыдущей модели, но, в принципе, это совершенно другой автомобиль. Из серьезных общих компонентов можно назвать лишь роботизированную трансмиссию ZF. Только теперь в ней восемь ступеней, на одну больше, но в спортивном режиме трудятся только первые шесть передач, как и прежде. Колесная база увеличена и смещена вперед. Flyline, или линия крыши, напоминает классический 911. Достигнуто это благодаря новой компоновке, даже не ущемляя обитателей заднего ряда: пространства над головой и в ногах достаточно.
Кузов почти полностью алюминиевый, включая задние крылья, - технологии нынче позволяют штамповать то, что раньше выстукивали киянками для суперкаров ручной сборки. Благодаря алюминию "тело" полегчало на 70 кг, но разницу в весе "съели" новые электронные системы. Бортовые зеркала заднего вида установлены на двух стойках вместо одной, как прежде. Еще одна характерная фишка "найн илевен": передняя светодиодная оптика опционально совмещена с 84 матрицами - это настоящая вещь в себе, весьма полезная на трассе! Электроника отслеживает встречный автомобиль и сама отключает то число матриц, которое потенциально может ослепить водителя. Корме тоже есть чем похвастаться: трехмерные фонари а-ля Porsche Macan и тонкая светодиодная полоска во всю ширину. Класс!
"Умным" полным приводом нынче никого не удивить, в мощных дорогих автомобилях он полагается по определению. А вот подруливающие задние колеса, как на гиперкаре Porsche 918 Spyder и классике 911 Turbo, штука достаточно редкая. В медленном движении задние колеса отклоняются на угол 2,8 градуса в противофазе, что помогает сократить радиус разворота на ощутимые 60 см. А на скоростях за 50 задний мост поворачивает туда же, куда и передний. Физически это почувствовать трудно, но при перестроениях из ряда в ряд на автобане вы, сами того не желая, делаете это фактически боком, как заправский профи.
Отпечатки пальцев
В Польше, где проходило наше знакомство с Panamera, полно еще старых небезопасных дорог с вековыми деревьями по обочинам. Асфальт абсолютно неотличим от того, что лежит на региональном шоссе где-нибудь под Тулой. Ям, конечно, нет, но кочки, бугры - все как мы любим. Шасси Panamera отрабатывает неровности с достоинством аристократа, на любой скорости. Спасибо адаптивной трехкамерной пневмоподвеске с электронно-управляемыми амортизаторами. Даже в режиме Sport Plus вы не чувствуете себя испытательным манекеном с датчиками. Автомобиль напряжен, раскачек нет, но мысли о дискомфорте даже не возникает.
Кстати, уж коли речь зашла о манекенах. Panamera наряду с другими моделями семейства успешно прошла в России краш-тесты и будет оснащена системой ГЛОНАСС. Кнопку установят вместо пепельницы на центральной консоли.
Porsche принципиально не выводит параметры на лобовое стекло. Эта технология пришла в автопром из авиации, где перед пилотом чистое небо. Водитель автомобиля же вынужден считывать массу сигналов по ходу движения. Согласитесь, пилоту Porsche Panamera ни к чему лобовое стекло с мерцающими цифрами и стрелками. Он сидит в шикарном кокпите, держит красавец-руль, под ним в центре приборной панели аналоговый тахометр, а вокруг - футуристическое царство диджитал в высоком разрешении, экран на 12,3 дюйма с функцией управления жестами, черная, как рояль, центральная консоль с сенсорами. Все это так и называется: Porsche Advanced Cockpit. Экран тепловизора, он же система ночного видения, работает и днем. Картинку показывает справа от тахометра. Тепловизор видит дальше, чем взгляд, и крайне полезен. Если на дороге стоит олень, овцебык или не дай бог человек, система распознает препятствие, выведет на экран и предупредит объект тройным "выстрелом" дальнего света.
Воздуховоды вписаны в новый дизайн элегантнейшим образом: раньше они занимали едва ли не самое заметное положение на торпедо, сейчас практически незаметны. Оставляете отпечатки пальцев на сенсорной панели? Ну, под рукой всегда специальная салфетка типа той, которой пользуются носители очков. В конце концов, рояль ведь тоже надо иногда протирать, чтобы блестел. Комфорт, регулировки кресел - все на самом высоком уровне. Салон таков, что трудно представить себе, что у кого-то возникнет желание сложить роскошные задние кресла и увеличить тем самым объем багажника до немыслимых 1304 л - слона можно перевозить, ну носорога - точно.
В хорошие руки
Первую половину пути мы ехали на дизеле. И не просто на дизеле, а на самом быстром в мире дизельном седане - Panamera 4S Diesel: V8 biturbo, 422 л. с., максимальная скорость 285 км/ч, разгон до ста - 4,5 секунды. По умолчанию, дизель считается аутсайдером в модельном ряду, вариантом для "бедных". Теперь это в прошлом, тем более что стоимость современной солярки уже не дает такого ощутимого преимущества в цене. Однако, как мы ни старались, израсходовать больше 8 л на сотню километров не вышло. Кстати, по причине качества топлива Россию начнет осваивать дизельная Panamera о шести цилиндрах, а стало быть, расход можно ожидать еще меньше. Так что смысл есть, если считать копеечку.
Настоящей вишенкой на торте оказалась, безусловно, Panamera Turbo, которую мы взяли на следующий день. С пакетом Sport Chrono первый разгон у нее занимает 3,6 секунды, через 12,7 - уже 200, максималка - 306 км/ч. Мгновенный подхват с любой скорости провоцирует на рискованные обгоны, но даже в режиме Sport Plus мотор мощностью 550 сил не утомляет ревом на ускорениях, все настроено очень гуманно к водителю и пассажирам - как и подобает в истинном "гран туризмо". В городе Turbo встраивается в поток и сливается с толпой, словно Джейсон Борн, часть цилиндров отключаются "за ненадобностью", и, даже если вы движетесь следом, понять, что перед вами настоящий монстр Нюрбургринга, можно только по шильдику - четыре выхлопных ствола не издают ни звука. Настоящий шедевр! Такой автомобиль должен попасть в хорошие, опытные руки. Чтобы всем было исключительно хорошо.
Panamera 4S
Panamera Turbo
Panamera 4S Diesel