Кто и как реализует проект вакуумного поезда
Справка “Ъ”
Идею транспортной системы Hyperloop («Гиперпетля») предложил в 2012 году инженер и предприниматель Илон Маск. В августе 2013 года он опубликовал расчеты своей концепции и оценил затраты на ее реализацию в $6–$7,5 млрд. Сославшись на занятость проектами Space X и Tesla, бизнесмен предложил всем желающим доработать его идею.
Согласно концепции, внутри установленных на опорах над землей труб в условиях, близких к вакууму, будут перемещаться герметичные транспортные капсулы. Капсулы должны парить в трубе на воздушной или магнитной подушке и приводится в движение линейными электродвигателями. Отсутствие воздушного сопротивления и трения позволит достигать скоростей до 1,2 тыс. км/ч. Вся система должна получать энергию от расположенных на трубах солнечных батарей.
Развитием проекта занялись две компании — Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и Hyperloop One, созданные в 2013 и 2014 годах соответственно.
HTT стала одной из первых высокотехнологичных компаний, развивающихся за счет глобального краудсорсинга. Сейчас она объединяет более 600 частных лиц, в том числе более 200 специалистов из 44 компаний в 38 странах, которые работают над технологиями, проектированием, продажами, дизайном вакуумного поезда. В декабре компания объявила о привлечении инвестиций в размере $30 млн от компании EdgeWater и раскрыла общий объем вложений в проект — более $100 млн, включая $31,8 млн в виде денежных вложений, $26 млн в виде человеческих ресурсов и услуг, а также земельные права на сумму более чем $22 млн.
Кроме того, ряд компаний подтвердил вложения в HTT на сумму $29 млн — это производитель и поставщик композиционных материалов для самолетов Carbures Europe SA, строительно-инженерная фирма Atkins (на ее счету дубайский метрополитен и башня «Бурдж-Халифа» в ОАЭ), маркетинговое агентство Anomaly Communications LLC и другие.
HTT рассчитывает построить разветвленную сеть в Америке и по всему миру. Свой первый проект НТТ обязалась построить в Калифорнии в долине Куай. Строительство полноценного маршрута между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско предположительно обойдется в $7–16 млрд. В марте HTT достигла договоренности со Словакией: страна станет хабом для строительства линии Hyperloop, соединяющей Вену, Братиславу и Будапешт. HTT также изучает возможность строительства линии с Востока на Запад между Братиславой и Кошице.
Основными инвесторами компании Hyperloop One стали венчурная компания Caspian VC Partners Зиявудина Магомедова, французская государственная железнодорожная компания SNCF и еще ряд венчурных компаний: Sherpa Ventures, EightVC, ZhenFund,137 Ventures, Khosla Ventures, Fast Digital, Western Technology Investment, GE Ventures. По данным на октябрь, инвестиции в компанию составили $160 млн.
При этом с лета работу Hyperloop One осложняют внутренние конфликты: в июле бывший технический директор Броган Бэмброган подал в суд на руководство компании, обвинив топ-менеджмент в нецелевой растрате средств и незаконном обогащении. Hyperloop One подала к господину Бэмброгану встречный иск на $250 млн, утверждая, что он вместе с компаньонами пытался сместить руководителей компании и занять их места, а когда это не удалось — попробовал переманить сотрудников в свою компанию Hyperloop Two.