Бывший лыжник
Третий лишний в автомобильной лениниане.
Одна из достопримечательностей питерских музеев - ленинский Rolls-Royce. Лет десять назад его показывали под стеклянным колпаком на территории Государева бастиона в Петропавловской крепости, но потом как-то по-тихому упрятали в хранилище Музея истории Санкт-Петербурга. Памятуя о том, что в подмосковных Горках стоят не имеющие прямого отношения к Ильичу автосани, мы решили отследить судьбу и этого загадочного Rolls-Royce. И вот что выяснили.
Официальная лениниана признавала за вождем мирового пролетариата только два автомобиля, и оба принадлежали к совсем не пролетарской марке Rolls-Royce. Открытое "торпедо" работы ателье Barker с госномером 236 красовалось в экспозиции музея В.И. Ленина, а сейчас числится на балансе Государственного исторического музея. И еще автосани, тоже на шасси Rolls-Royce, которые находятся в Горках Ленинских. Про оба экскурсоводы рассказывали одинаковые и идеологически правильные байки: это еще от прежнего режима осталось, а рабочий класс все лучшее отдал "самому человечному человеку". Мол, катайся, Ильич, нам для тебя ничего не жалко. Но, оказывается, что есть еще и третий Rolls-Royce, претендующий на то, чтобы называться ленинским, - экземпляр из Музея истории Санкт-Петербурга.
Враг во дворе
Для начала я дозвонился до отвечающего за Rolls-Royce хранителя музея Владимира Михайловича Сырова, он пообещал отправить мне все, что есть, но письма от него я так и не дождался. На мои регулярные звонки долго никто не отвечал, а когда трубку наконец сняли, то оказалось, что Владимир Михайлович умер... А кроме него в музее об этом "Роллс-Ройсе" никто ничего не знает.
Однако, не все было потеряно. Выяснилось, что Владимир Михайлович провел кое-какое исследование истории автомобиля и опубликовал его в альманахе "Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга", выпуск N20. Небольшого тиража издание, интересное разве что профессиональным историкам. Но результат того стоил. Во-первых, из опубликованной в альманахе статьи удалось узнать, что у питерского Rolls-Royce заводской номер 40YG. А во-вторых, Владимир Михайлович восстановил и описал историю автомобиля непосредственно перед попаданием в музей.
В Музей истории Санкт-Петербурга Rolls-Royce попал в 1992 году после ликвидации Ленинградского филиала Центрального музея В.И. Ленина в Мраморном дворце - того самого, где стоял броневик "Враг капитала", с башни которого Ильич якобы произнес речь по прибытии в Петроград 3 апреля 1917 года. Но "Враг капитала" стоял во дворе, где на его фоне фотографировались посетители, а "Роллс-Ройс" как-то незаметно приютился в фойе музея, куда его поставили еще в декабре 1965 года, потому он и оказался не так широко известен, как ленинский "бгоневичок".
А до музея автомобиль находился в распоряжении "Ленфильма" и снимался в кино - специально для участия в съемках его в 1964 году привели в порядок на 1-м Ленинградском авторемонтном заводе. Но самое удивительное в истории "Роллс-Ройса" - это то, что в Ленинград он попал из музея в Горках, да еще и с движителем Кегресса - гусеницами вместо задних колес и лыжами на передних. Значит, в 1929 году в автосани переоборудовали не один Rolls-Royce, находящийся сейчас в Горках, а еще и второй - быть может, тот самый N 55, судьба которого так и осталась не выясненной в предыдущей публикации на эту тему в "Автопилоте"...
Скрепы кузова
Пока это все догадки, а мы же сейчас возвращаемся в самое начало истории "Роллс-Ройса". Администратор Rolls-Royce Enthusiasts Club Шэррон Блэнд сообщил мне, что автомобиль с заводским номером 40YG заказало 19 октября 1922 года акционерное общество АРКОС, оно же All Russian Cooperative Society Limited. 13 декабря "Роллс-Ройс" отправился в Ист Индия Док для погрузки на пароход, следующий в Петроград. Причем это был не автомобиль в полном смысле этого слова, а только шасси с мотором, но без кузова - государственные деньги тогда экономили.
Итак, даты приобретения и отправки установлены. Но что дальше? А дальше у нас полный провал до 1964 года, когда "Роллс-Ройс" с номером 40YG обнаружился на "Ленфильме". И в этом периоде только один просвет: согласно документам музея в Горках, там в 1947 году хранилось три автомобиля, из которых для экспозиции оставили два - автосани и баркеровское "торпедо", а третий куда-то исчез и всплыл только в Ленинграде.
В одном из документов Автобазы Совнаркома, которые сегодня хранятся в Государственном архиве Российской Федерации, я нашел рапорт начальника автобазы Медведева помощнику управляющего делами Совнаркома Мирошникову о представлении акта приемки закрытого кузова для "Роллс-Ройса". И в акте номер шасси - 40YG, дата 23 мая 1923 года. "В общем, кузов по качеству сделан удовлетворительно и цена приемлема. Имеются внутренние дефекты: заделка над колесами и в дверцах купе. Означенные дефекты не заметны с внешней стороны и не ослабляют скреп кузова и вообще не имеют особого значения. В силу вышеизложенного постановили кузов принять".
Так в кремлевском гараже появился новый лимузин - на шасси Rolls-Royce, но с советским кузовом работы 4-го Государственного автомобильного завода, бывшей экипажной фабрики Ильина.
На одной планете
Из отчетов об эксплуатации удалось узнать, что лимузину присвоили внутренний номер 55, а "жестянка" на нем висела с цифрами 2468. Новенький Rolls-Royce определили в Гараж Особого Назначения - обслуживать Ленина и его родственников. За июль 1923 года лимузин совершил наибольшее число выездов из всех машин ГОНа - 37, прошел больше всех верст - 2939, износил три покрышки и сменил семь камер. Расход бензина составил 46 пудов 20 фунтов. Расход горючего в Автобазе считали совсем не так, как сейчас, - экономичность "Роллс-Ройса" составляла 63 версты на одном пуде бензина. Кстати, покрасили кузов все же плохо. В отчете за июль 1924 года автомобиль значится как "находящийся в покраске на б. заводе Ильина".
Но судьба уготовила лимузину нечто более радикальное, чем перекраска. В 1929 году после успешного опыта переделки в автосани открытого "Роллс-Ройса" N 58 (это тот самый, из Горок) оснастить гусеницами и лыжами решили и второй. Выбор пал на лимузин N 55, но вот незадача: кузов оказался широким и гусеничный движитель при артикуляции цеплялся бы резиновыми лентами за его края. Поэтому при переоборудовании "пятьдесят пятого" с него сняли закрытый кузов и поставили открытый, возможно, тоже работы бывшей фабрики Ильина.
Что происходило дальше, догадаться несложно - надо только соединить в одно целое все разрозненные факты. Со временем необходимость в автосанях отпала, и оба полугусеничных "Роллс-Ройса" сплавили в Горки. Но при формировании музея посчитали, что двое автосаней на одного Ильича - перебор, как если бы после Ленина осталось две вдовы. И "лишний" "Роллс-Ройс" отдали на киностудию "Ленфильм" - снимать кино про вождя революции. Но с участием снегохода ничего такого особенного не снимешь, разве что сцену перевозки тела Ленина из Горок на станцию к траурному поезду, поэтому с машины сняли лыжи и гусеницы, поставили обратно на колесный ход, а родной мотор заменили силовым агрегатом от грузовика ГАЗ-51. Чтобы легче и быстрее чинить, если вдруг сломается на съемках. Родной двигатель и детали кегрессовского приспособления какое-то время хранились на автобазе киностудии в Сосновой Поляне, но при ее ликвидации ненужный "металлолом" просто уничтожили.
"Роллс-Ройс" снимался в кино в роли "автомобиля Ленина" - его можно увидеть в фильмах "На одной планете", "Залп Авроры", "Поезд идет в Новое", а потом его отдали в музей. После ликвидации историко-революционной экспозиции в Мраморном дворце автомобиль оказался в нынешнем месте пребывания - Музее истории Санкт-Петербурга, хотя к истории города он вообще не имеет никакого отношения. Да и к Ильичу тоже - кузов типа "лимузин", помнящий вождя революции, с автомобиля сняли еще в 1929 году, а в нынешнем никакого ленинского духа нет и в помине.
Казалось бы, пора ставить точку в этой истории, но... На съемках ленты "На одной планете" дублером шофера Ленина работал старший технолог 1-го Ленинградского авторемонтного завода Ю.М. Бабицкий, который поведал Владимиру Михайловичу Сырову про неких сотрудников "Ленфильма", рассказывавших ему о том, что в гараже, откуда забирали Rolls-Royce, автосаней системы Кегресс было четыре или шесть...