Кино урожая 2016 года

Самые успешные и провальные премьеры

Как показывают итоговые финансовые ведомости больших кинорелизов уходящего года, главными выгодоприобретателями за отчетный период стали компания Disney в целом и франшиза "Звездные войны" в частности, самый громкий голливудский провал-2016 произошел с Тимуром Бекмамбетовым, а самым выгодным киножанром снова стали малобюджетные фильмы ужасов.

Самые кассовые

Пусть вас не обманывает дата релиза седьмой части "Звездных войн": хоть и вышла работа Джей Джей Абрамса в широкий прокат 18 декабря 2015-го, свои главные деньги ей удалось заработать в следующем году. Касса, прямо скажем, очень достойная — $2,068 млрд, что даже при титаническом бюджете $306 млн дает более чем достаточный коэффициент кассового успеха (ККУ) 6,75. Двухмиллиардный заработок позволил "Пробуждению Силы" встать на третье место в списке самых кассовых фильмов всех времен, сразу за детищами Джеймса Кэмерона, "Титаником" и "Аватаром". Восьмая часть, как известно, откладывается до декабря 2017-го. Пока же смотрим спин-офф "Изгой-один": у него отличные результаты на старте — $290 млн в первый уикенд мирового проката, но итоговый баланс станет известен в следующем году.

Остальные кассовые рекордсмены 2016-го выступили чуть скромнее "Пробуждения Силы", хотя почти все вступили в "клуб миллиардеров". Обладатель второго места, "Первый Мститель: Противостояние" братьев Руссо, собрал $1,153 млрд. Правда, из-за весомого бюджета в $250 млн ККУ не самый рекордный — 4,6, но вполне достаточный, чтобы поддержать заданный ритм выпуска новых фильмов из вселенной Marvel. Также в плюсах — масса положительных критических отзывов. Рейтинг одобрения на агрегаторе рецензий rottentomatoes.com — 90%.

Две следующие позиции занимают полнометражные мультфильмы, выпущенные Walt Disney Pictures, оба — миллиардеры. Говорят, такое в истории впервые, чтобы сразу два анимационных релиза одной компании столько денег заработали. Третье место — у работы студии Pixar "В поисках Дори". Картину, как и предыдущую часть — "В поисках Немо", снял Эндрю Стэнтон, ответственный и за успех "ВАЛЛ-И".

Подводные жители, в особенности если у них проблемы с памятью и родителями, продолжают оказывать магическое действие на людей. Они без малейшего ропота ходили в кино все лето и помогли постановке стоимостью $200 млн заработать $1,027 млрд (ККУ 5,13). Тон опубликованных рецензий также получился весьма приветливым, номинации на различные премии, включая профессиональную анимационную Annie Awards, прибывают как по расписанию, наверняка будет и номинация на "Оскар".

Совсем немного не хватило "Зверополису" от Walt Disney Animation Studios, чтобы поравняться с бронзовым призером. Работа Байрона Ховарда ("Рапунцель: Запутанная история") и Рича Мура ("Ральф") собрала $1,024 млрд, при этом бюджет у нее меньше, $150 млн, отчего и ККУ выглядит солиднее — 6,82 пункта. "Зверополис" собрал, вероятно, самую позитивную критику в пятерке — сегодня на Rotten Tomatoes этот фильм обладает лучшим рейтингом среди выпущенных в 2016-м. Его также можно увидеть в номинационных списках всех главных кинопремий года, его ждут на "Оскаре" и, собственно, хотят лицезреть эпическую битву между правой и левой руками Disney за одну золоченую статуэтку.

На последнем месте снова продукция Walt Disney Pictures и тоже, в общем-то, высокотехнологичная анимация с одним лишь отличием — участием живого человека. "Книга джунглей" Джона Фавро стала торжеством съемок на хромакее и цифровых технологий, которые в этом проекте явно вышли на новый уровень. По крайней мере граждане кинозрители усилиям создателей фильма поверили в полной мере и помогли превратить $175 млн бюджета в $966,6 млн кассовых сборов и заслуживающий всяческого одобрения ККУ 5,52.

Самые успешные

В пятерке фильмов с самым высоким ККУ оказались решительно все более или менее интересные постановки категории "нежданный хит". Рейтинг еще раз подтвердил, что недорогие хорроры вот уже не первый год остаются главными двигателями жанра ужастиков, принося многократную прибыль.

Например, первое место по праву занимает очень изобретательный и нетривиальный фильм "Не дыши" Федерико Альвареса. Режиссер из Уругвая прославился в 2009 году великолепной фантастической короткометражкой "Паническая атака!" об уничтожении уругвайской столицы Монтевидео армией враждебных роботов. А четырьмя годами позже поучаствовал в "мягком перезапуске" франшизы "Зловещие мертвецы" с безукоризненно прибыльной (ККУ 5,73) картиной "Черная книга". Собственно, "Не дыши" показал, что Sony, а точнее ее дочерняя компания Screen Gems, специализирующаяся на хоррорах, недаром взяла на борт Альвареса: картина за $9,9 млн собрала $152,9 млн, показав победный ККУ 15,44.

Обладатель второго места в этом году был завсегдатаем всевозможных почетных списков и рейтингов с перечислением лучших: "Дэдпул" Тима Миллера стал седьмым по сборам среди всех релизов 2016-го, самым кассовым фильмом категории R и, что самое смешное, самой кассовой постановкой во всей франшизе "Люди Икс" — и это без профессора Икс и Росомахи в кадре! Снято все это великолепие было за $58 млн. Как метко выразился исполнитель главной роли Райан Рейнолдс, в такие деньги обходится одна только битва между супергероями в обычной экранизации марвеловских комиксов. В графе "прибыль" "Дэдпула" значится великолепная сумма $782,6 млн, да и ККУ вполне соответствует — 13,49.

На третьем месте опять микробюджетный фильм ужасов. "Ведьму" режиссер-дебютант Роберт Эггерс снял за жалкие $3 млн, показал год назад на фестивале "Сандэнс" и довольно быстро сумел найти независимого прокатчика на США и Канаду (компания А24), а потом добился и мирового проката — присоединился мейджор Universal Pictures. В итоге картина из жизни пуританской Америки XVII века, густо замешанная на мистике и сверхъестественных явлениях в понимании тогдашних людей (с ведьмами и черными козлами), намолотила $40,4 млн, показав бронебойный ККУ 13,46 (и 6 в периоде, так что дьявольские три шестерки в смысловом пространстве фильма представлены даже слегка избыточно).

До четвертой позиции добрался последний на данный момент выпуск независимой франшизы "Судная ночь" Джеймса Де Монако. Мрачную историю об антиутопической Америке недалекого будущего, где раз в год разрешено безнаказанно убивать друг друга, продюсировал Джейсон Блам, один из признанных специалистов по превращению малобюджетных фильмов в большие хиты. Франшиза неплохо разогналась за первые две части: на съемки было потрачено $12 млн ($3 млн на первый, $9 млн на второй), совокупный заработок составил $201,2 млн, общий ККУ — 16,76. Триквел тенденцию поддержал: при бюджете $10 млн собрал $118,4 млн (ККУ 11,8).

Замыкает топ-5 самых прибыльных постановок 2016 года ужастик "Уиджи. Проклятие доски дьявола" в режиссуре Майка Флэнегана. Фильм является приквелом к "нежданному хиту" 2014 года "Уиджи: Доска дьявола" Стайлса Уайта. Тот показал отличные финансовые результаты — $103,6 млн сборов при $5 млн бюджета (ККУ 20,72), но был буквально размазан критиками — общий рейтинг рецензий на Rotten Tomatoes составляет 7%. У работы Флэнегана в этом смысле получилось заметно лучше: рейтинг одобрения критиками составил 82%. Но с точки зрения денег все вышло чуть скромнее, было собрано всего-то $81,5 млн, что при бюджете $9 млн означает ККУ 9,05.

Самые провальные

На один триумф, как это всегда бывает, приходится десяток, а то и больше провалов. Но некоторые неудачи заметнее, поскольку на них тратятся внушительные средства. Прелесть конца года еще и в том, что можно посчитать, сколько конкретно студии потеряли на том или ином убыточном проекте, и на основе этой информации составить собственный рейтинг.

Неясно, правда, радоваться или огорчаться в связи с тем, что возглавляет его российский режиссер Тимур Бекмамбетов. В 2016-м вышел "Бен-Гур" в его постановке, пятая по счету экранизация романа "Бен-Гур: История Христа" Лью Уоллеса (1880). Одним из предшественников Тимура на этом поприще был классический голливудский пеплум 1959 года, получивший 11 "Оскаров". То ли такое соседство оказалось слишком тягостным, то ли тема оказалась режиссеру не слишком близка, но никакой химии между ним, сценарием и актерами не возникло — и это оказалось слишком заметным для всех.

Траты на создание картины потянули на $100 млн, официальные цифры из кассы — $94,1 млн. При учете затрат на промокампанию убытки студии MGM оцениваются независимыми экспертами примерно в $122 млн.

Немного смягчить этот печальный факт может то обстоятельство, что второе место, сразу за Бекмамбетовым, удерживает Стивен Спилберг. Его детская сказка "Большой и добрый великан", экранизация одноименной книги Роальда Даля, хоть и вполне устроила большинство критиков, но не смогла пронять семейную аудиторию, на которую и была рассчитана. Из-за этого постановка стоимостью $140 млн смогла собрать только $178,4 млн. А в раскрутку, так уж получилось, было вложено слишком много денег, поэтому общие потери Walt Disney Pictures потянули на $100 млн с лишком.

Про обладателя третьего места сразу было многое понятно. Скандалы сопровождали "Богов Египта" Алекса Пройаса с самого начала, наиболее громкий — про белых артистов в роли древних египтян (whitewashing). Никто особенно не удивился, кроме, может быть, боссов Summit Entertainment, когда вложенные $140 млн смогли принести всего $150,7 млн. Хорошо, у студии не такие гигантские промобюджеты, как у мейджоров, поэтому общие потери оцениваются в районе $86 млн.

Четвертая позиция тоже некоторым образом предсказана: выход "Алисы в Зазеркалье" Джеймса Бобина в широкий прокат сопровождали разгромные рецензии и сарафанное радио со знаком минус. Не помогли ни Джонни Депп, ни Тим Бертон в продюсерах. Финансовые ведомости на первый взгляд более или менее в порядке: да, бюджет был велик, $170 млн, но и заработки вроде немаленькие — $299,5 млн. Но стоит прибавить расходы на рекламную кампанию — и у Walt Disney Pictures появляется новая запись в графе "убытки" — более $80 млн.

Пятое место — только не смеяться! — снова Walt Disney Pictures с картиной "И грянул шторм" Крейга Гиллеспи. Образцово-показательный провал биографического фильма-катастрофы происходил на фоне малоубедительной игры исполнителей главных ролей — Криса Пайна и Кейси Аффлека. При бюджете $80 млн собрать удалось только $52,1 млн. Если приплюсовать траты на продвижение, то бухгалтерам Disney на этом проекте пришлось списать $75 млн чистых убытков.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Вся лента