ОАО РЖД придержит «Трансконтейнер»
Госкомпания считает, что частная монополия будет еще хуже
Несмотря на интерес ряда компаний к приобретению «Трансконтейнера», ОАО РЖД не спешит продавать акции контейнерного оператора. Судя по словам главы монополии Олега Белозерова, ОАО РЖД опасается возникновения «частной монополии» в секторе контейнерных перевозок. При этом господин Белозеров уточнил, что список претендентов на покупку акций «Трансконтейнера» расширился — помимо группы «Сумма» и РФПИ с иностранными инвесторами в него вошла Первая грузовая компания Владимира Лисина.
В среду президент ОАО РЖД Олег Белозеров сообщил журналистам, что интерес к приобретению «Трансконтейнера» (50% плюс 2 акции у подконтрольной ОАО РЖД Объединенной транспортно-логистической компании, еще 25,02% в собственности группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и аффилированных с ней лиц, более 24% владеет НПФ «Благосостояние», близкий к ОАО РЖД) высказывает ряд компаний, в том числе Первая грузовая компания (ПГК, входит в UCL Holding Владимира Лисина).
Ранее попытки приобрести контроль над активом неоднократно предпринимала «Сумма». В октябре группа улучшила условия, предложив ОАО РЖД либо выкупить контрольный пакет по рыночной цене, либо его половину с премией 20–30% к рынку и пут-опционом на остальную долю через четыре-пять лет (см. “Ъ” от 28 октября). В ноябре вице-президент ОАО РЖД Андрей Старков сообщил, что к контрольному пакету «Трансконтейнера» присматривается Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), пытавшийся с зарубежными партнерами выкупить 24% акций оператора у НПФ «Благосостояние» (см. “Ъ” от 18 ноября). Кроме того, ОАО РЖД также обсуждало возвращение себе прямого контроля над «Трансконтейнером» и вывод актива из ОТЛК (сейчас — СП монополии с железными дорогами Белоруссии и Казахстана). Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, сообщал, что это может произойти в первом полугодии 2017 года.
В интервью «Россия 24» Олег Белозеров заявил, что «коллеги-соакционеры» выходили к ОАО РЖД с предложениями по продаже доли монополии в «Трансконтейнере», но после рассмотрения семи потенциальных вариантов подхода, у ОАО РЖД нет однозначной позиции по вопросу. Глава компании назвал «Трансконтейнер» «определенным видом монополии», добавив, что «монополия — это плохо, но нет ничего хуже, если монополия частная». Также он отметил, что в такой ситуации (потери контроля) ОАО РЖД не сможет влиять на принимаемые решения, и это «может просто привести к убыткам компании». Олег Белозеров сообщил, что компания «планирует свое видение внутри правления», чтобы вынести на комитеты в совет директоров, «пообсуждать такой подход».
Позже глава ОАО РЖД в беседе с журналистами добавил, что в компании считают продажу акций «Трансконтейнера» «нецелесообразной», уточнив, что предметное обсуждение этого вопроса не ведется. «Мы говорим, что считаем важным, чтобы контроль был за нами, чтобы не потеряли доходы от этого рынка. Вопрос в деятельности “Трансконтейнера” не столько как компании, которая дает нам дивиденды, а в том, что компания растущая. За последнее время у них очень серьезно выросли перевозки, и они очень большой объем доходов платят нам как инфраструктурную составляющую. Соответственно, мы заинтересованы в их развитии для того, чтобы больше как РЖД заработать»,— пояснил господин Белозеров (цитата по «Прайму»).
В группе «Сумма» “Ъ” сообщили, что видят потенциал роста объемов железнодорожных контейнерных перевозок в два-три раза в среднесрочной перспективе. Но для реализации этого сценария необходимы значительные инвестиции в развитие логистической инфраструктуры, что позволит предложить глобальный транспортный продукт и переключить существенные объемы, идущие сегодня в обход России, на сеть ОАО РЖД, добавили там. Также в «Сумме» отметили, что особенно актуальной эта задача представляется с точки зрения стратегических инвестиций, осуществляемых сегодня государством в развитие Транссибирской магистрали.
Источники “Ъ” на рынке сомневаются, что «Трансконтейнер» можно считать некой монополией, так как «железнодорожные перевозки контейнеров составляют около 40% всех контейнерных перевозок», основная доля которых приходится на автотранспорт. При этом собеседник “Ъ” отмечает, что в момент роста рынка и увеличения на нем числа игроков с 2010 года «Трансконтейнер» планомерно снижает свою долю на железной дороге — с 52% до 47%. При этом оператор ежедневно конкурирует с другими игроками, в том числе и по ценам, добавляет он.