Госдеп возглавит нефтяник
Дональд Трамп предложил Рекса Тиллерсона из ExxonMobil на пост госсекретаря
На минувшей неделе избранный президент США определился с кандидатурой государственного секретаря. Споры вокруг назначения, однако, могут оказаться бессмысленными.
На минувшей неделе Дональд Трамп окончательно определился со своим выбором кандидатуры на пост следующего государственного секретаря США, заодно реанимировав и чуть изменив знаменитый афоризм экс-министра обороны и экс-главы автомобильного гиганта General Motors Чарльза Эрвина Вильсона: "Что хорошо для General Motors, то хорошо и для Соединенных Штатов Америки". Теперь фраза отражает возросшую роль энергетического сектора и звучит так: "Что хорошо для ExxonMobil, то хорошо и для США". Своим государственным секретарем Трамп видит нынешнего генерального директора этой крупнейшей нефтяной компании Рекса Тиллерсона.
К кандидатуре Тиллерсона у многих сразу возникли претензии. Он не имеет никакого опыта государственного управления, он не имеет опыта в том, что касается международных отношений, у него очень хорошие связи с Кремлем и под его руководством компания потратила миллионы долларов, лоббируя сокращение или отмену американских санкций против России. Это все совершенно справедливо, однако, как считают многие, совершенно неважно. Тиллерсон в течение последних десяти лет возглавлял компанию, входящую во все мыслимые и немыслимые рейтинги. ExxonMobil — шестая в мире компания по обороту, пятая по рыночной капитализации, вторая по прибыльности (по данным на 2014 год), а стоимость ее активов превышает ВВП 150 из 199 стран и территорий мира. Что же до отсутствия дипломатического опыта, то это, конечно, не совсем так. Корпорация присутствует на рынках по всему миру, ее руководитель встречается с мировыми лидерами чаще, чем многие министры иностранных дел, да и самая серьезная из претензий — особые отношения с первыми лицами в России — как раз опровергает предположение о недостатке опыта в международных отношениях.
Предполагаемая близость Тиллерсона к Кремлю тоже неочевидна, несмотря на все внешние признаки, которые, кажется, ее подчеркивают. Тиллерсона поддерживают бывшие госсекретари Джеймс Бейкер и Кондолиза Райс и бывший министр обороны Роберт Гейтс. А если Райс, Бейкер и Гейтс не видят ничего страшного в кандидатуре Тиллерсона, то, скорее всего, этого страшного и не существует вовсе. Тем более что в США (как и в России) внешнюю политику формулирует не внешнеполитическое ведомство, а глава исполнительной власти, то есть президент, а главному дипломату остается трудная работа "продавать" то, что уже сформулировано.
Надо сказать, что, учитывая последние заявления Трампа, потенциальные особые отношения Тиллерсона с Россией — последнее, что должно волновать американских законодателей. Избранный президент уже испортил отношения с Китаем, усомнившись в мудрости политики "Одного Китая" (близкая к властям КНР газета Global Times ответила на это призывом в случае необходимости воссоединить Тайвань силой). Кроме того, отношение Трампа к международным торговым соглашениям грозит испортить отношения США как минимум с Канадой и Мексикой, а его желание перевести американское посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим (все президенты до своего избрания обещают это, но Трамп, похоже, готов обещание сдержать) восстановит против него весь исламский мир от Мавритании до Брунея. Вряд ли после всего этого у Тиллерсона останется время еще и на лоббирование интересов России в Вашингтоне.