Этот поезд вовне
Выборы в Госдуму и кадровые перестановки уходящего года волнуют жителей России меньше, чем события, происходящие за рубежом
В последнем номере за 2015 год "Власть" писала, что временной разрыв между думскими и президентскими выборами, возникший в результате конституционных поправок Дмитрия Медведева, осложняет традиционную для российской политической системы идеологическую и кадровую перезагрузку, которая начиная с 1995 года обычно приходилась на период между думскими и президентскими выборами. Прогноз "Власти" и сбылся, и не сбылся одновременно. Перезагрузка началась, однако она не просто далека от завершения, но и даже вектор ее до конца не определен. При этом внутренняя политика волнует граждан меньше, чем, например, операция России в Сирии.
Кадровые перемены шли весь год, их пик пришелся на 28 июля, когда Владимир Путин сменил трех из девяти полпредов, губернаторов в четырех регионах и руководителей в двух федеральных ведомствах. Но и в другие месяцы новостей хватало. Сменились руководство администрации президента (АП), уполномоченные по правам человека и правам детей. Значительно обновилась Центральная избирательная комиссия, в частности ушел в отставку ее глава Владимир Чуров, один из символов политической системы последнего десятилетия. В Госдуме сменились спикер и несколько первых лиц палаты. Важные перестановки происходили и в силовых структурах, и в губернаторском корпусе.
Однако кадровые решения этого года, в отличие от прошлых лет, не позволили говорить том, что власть сделала идеологический выбор или хотя бы определила направление своего движения. Напротив, палитра назначений была предельно широкой, и, если можно было не обозначать кадровым решением идеологического поворота, так и делалось.
Преемником арестованного министра экономического развития Алексея Улюкаева мог стать сторонник принципиально иного экономического курса, тем самым обозначив начало конца для "правительственных либералов". Но министром стал выходец из Минфина Максим Орешкин, которого никак нельзя назвать стратегическим оппонентом бывшего министра. Поворота не случилось.
Сразу несколько регионов возглавили военные, имевшие в послужном списке работу в ФСО. При этом в Севастополе — ключевом городе для Москвы — контр-адмирала Сергея Меняйло сменил гражданский Дмитрий Овсянников. А в Калининградской области только что назначенный чекист Евгений Зиничев уступил место экономисту Антону Алиханову. Поэтому говорить о том, что начат новый призыв силовиков во власть, преждевременно. Кроме того, в круг новых назначенцев входит и новый тверской губернатор Игорь Руденя, а его к силовикам в современном понимании не отнесешь.
В 2016 году покинули посты несколько соратников Владимира Путина, пришедших с ним в Кремль еще в начале нулевых
Ушел в отставку директор ФСО Евгений Муров. После расформирования ФСКН остался без должности некогда главный кадровик Виктор Иванов. Выведен из Совета безопасности Борис Грызлов. С замятым впоследствии скандалом отправлен в отставку с поста главы ФТС Андрей Бельянинов. Ушел в отставку с поста главы АП Сергей Иванов, один из самых близких соратников президента. Ему досталась должность спецпредставителя президента по вопросам экологии (2017 год должен стать годом экологии, бюджетные расходы на которую могут составить около 194 млрд руб.). И это, собственно говоря, ставит под сомнение то, что смена поколений действительно является кадровым вектором: кто-то из соратников уходит, но костяк, сложившийся в начале нулевых годов, по-прежнему в строю.
Итоги парламентских выборов также несколько стимулировали перезагрузку.
Изначально выборы в Госдуму должны были "закрепить посткрымский консенсус и усилить позиции руководства страны". Об этом еще осенью 2014 года, после удачных для партии власти региональных выборов, заявил глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, предложивший переизбрать Госдуму досрочно. Позже он говорил, что его слова неверно интерпретировали.
В мае 2015 года к этой теме вновь вернулись: АП вбросила тему через дружественных депутатов Госдумы. Перенос выборов стали объяснять заботой об избирателях: чтобы гражданам, живущим в Сибири и на Дальнем Востоке, было не холодно идти голосовать на участки. Социологи и близкие к Кремлю политологи говорили о том, что осенью социальное самочувствие граждан, как правило, выше, чем к концу года. Впрочем, опрос ФОМ, посвященный оценке экономической ситуации в стране, показал, что доля респондентов, которые характеризуют ее как плохую, ближе к концу года увеличилась незначительно. Накануне выборов, в августе 2016 года, экономику в стране негативно оценивали 40% опрошенных, а в октябре — 42%. Незначительно сократилось — с 49% до 45% — количество тех, кто экономическую ситуацию считает удовлетворительной.
Пока общество обсуждало весной прошлого года состоятельность этих аргументов, в АП начали работу по формированию списков. Для внутриполитического блока Кремля, который тогда курировал первый замглавы АП Вячеслав Володин, это были первые думские выборы, которые должны были если не подтвердить, то хотя бы и не опровергнуть предложенную им в 2012 году формулу об "открытых, конкурентных, легитимных" выборах.
Пасьянс пытались разложить по-всякому. Сначала подумывали отказаться от паровозов — глав регионов, которые раньше обеспечивали партии власти результат у себя в регионе, а потом сдавали мандат в пользу другого кандидата. Потом поняли, что без этого не получится, и начали вести разговор о том, какое количество губернаторов "взять" в списки, чтобы, с одной стороны, можно было говорить об отказе от старой модели проведения выборов, а с другой — все же обеспечить партии поддержку, особенно в проблемных для нее регионах. К весне этого года решили включить в списки уже семнадцать глав регионов. При этом некоторым из них, как утверждали источники "Власти", тянуть единороссов как раз не хотелось — например, воронежскому губернатору Алексею Гордееву или главе Татарстана Рустаму Минниханову. В итоговом предвыборном списке "Единой России", утвержденном на партийном съезде, во главе региональных групп оказалось девятнадцать губернаторов.
Параллельно с этим в АП перетасовывали и регионы, от которых должны были выдвигаться депутаты Госдумы шестого созыва. Как рассказывал тогда источник "Власти" в партии, в Кремле исходили из того, что новые люди в "проблемных" регионах помогут увеличить ее результат на выборах. Например, первый вице-спикер Александр Жуков, который хотел пойти по одному из округов Москвы, был отправлен в Новосибирскую область. Главу комитета по уголовному законодательству Павла Крашенинникова вместо привычной Башкирии отправили в Свердловскую область, а руководителя комитета по бюджету Андрея Макарова — во Владимирскую область (вместо Нижегородской). Главу комитета по конституционному законодательству в шестом созыве Владимира Плигина заставили выдвинуться в Санкт-Петербурге вместо Ростовской области, причем заведомо на полупроходном месте. Это привело к тому, что мандат он не получил вовсе. Сейчас источники "Власти" говорят, что это было прогнозируемо.
Ощущение предсказуемости выборов, которое уже давно не покидает российского избирателя, в этот раз только усилилось, несмотря на декларируемую конкурентность
Казалось бы, Кремль мог допустить соперничество хотя бы в половине округов (225 депутатов избирались по спискам и столько же по одномандатным округам). Но накануне предвыборного съезда "Единой России" округа поделили: партия власти отдала трем другим думским партиям 18 округов. Единороссы в них даже не стали выдвигать кандидатов. Сюрпризы были, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Например, в московском Медведковском округе победил коммунист Денис Парфенов. После снятия замглавы департамента соцзащиты Татьяны Барсуковой, которая подписывала контракт с карельским "Парк-отелем "Сямозеро"", где погибли четырнадцать детей, Кремлю была предпочтительна победа интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева или Олега Митволя из "Альянса зеленых".
В отсутствие интриги власть не стремилась и привести избирателя на участок (явка составила 47,8%), понадеявшись, что пришедшие традиционно проголосуют за партию власти. Уже в конце избирательной кампании в регионах было даже незаметно, что она начиналась. За неделю до выборов по телевизору показали президента Владимира Путина вместе с возглавлявшим список единороссов премьер-министром Дмитрием Медведевым. Они посетили остров Липно на озере Ильмень, выпили чаю и встретились с местными рыбаками. Неудивительно, что после выборов многие собеседники "Власти" признавались, что были удивлены итоговыми результатами "Единой России". Партия власти набрала 54,2% голосов. Вместе с одномандатниками фракция получила 343 места в Думе. Однако в абсолютном выражении она потеряла около 16 млн голосов — если сравнивать с результатами "Единой России" 2007 года, когда партия также получила в Думе конституционное большинство. Это, в свою очередь, поставило вопрос о том, так ли велико и мобильно так называемое путинское большинство, в существовании которого убеждал президента куратор внутриполитического блока АП и близкие к нему социологические службы. Реакцией Владимира Путина на результаты думской кампании некоторые собеседники "Власти" объясняли переезд Вячеслава Володина со Старой площади на Охотный Ряд, где он стал спикером Госдумы. Впрочем, информация о том, что Володин перейдет на работу в Думу, появилась еще до проведения выборов.
К тому времени руководство страны, скорее всего, осознало, что поддерживать общество в мобилизационном состоянии, рассказывая ему о врагах, как внешних, так и внутренних, постоянно невозможно. С либеральной его частью, которая не заступает за условные красные флажки (таковыми для власти являются, например, вопросы целостности страны), тоже необходимо разговаривать. Президент решил, что поможет ему в этом Сергей Кириенко: 5 октября Владимир Путин назначил его первым заместителем главы АП. Правда, политолог Николай Петров считает, что "ожидания либерализации во многом связаны с имиджем господина Кириенко начала его политической карьеры в Союзе правых сил (СПС)". "Кириенко, как и каждый член президентской команды, может и будет настолько либерален, насколько либерален сам президент",— считает глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов. По его словам, должность первого заместителя главы АП не предполагает, что занимающий ее чиновник будет самостоятельной политической фигурой: "Если в этом есть потребность, то нужно идти в парламент, становиться депутатом или лидером фракции".
В конце прошлой недели пресс-секретарь президента Дмитрий Песков неожиданно заявил, что Владимир Путин по натуре либерал: "Вы знаете, недруги — в первую очередь за рубежом, но и некоторые недруги внутри России,— они считают, что Путин скорее консерватор и такой государственник, которому чуждо слово "свобода". Но Путин абсолютный либерал по своей натуре, и гораздо больший либерал, нежели назывные либералы, которые именуют себя оппозицией". Он добавил, что президент "абсолютно либерален в своих экономических подходах, социальной политике и так далее".
Николай Петров считает, что Сергей Кириенко пришел в Кремль "не со своей программой", он "будет исполнять то, что ему скажет президент". Эти задачи, полагает Федотов, были поставлены в том числе и в послании президента Федеральному собранию 1 декабря. Тон послания Петров либеральным не считает — он скорее "выжидательный": Владимир Путин выбирает стратегию под 2018 год. Таких стратегий политолог видит три. Первая — Владимир Путин идет на выборы 2018 года и запускает серию либеральных экономических реформ, разработанных Алексеем Кудриным. При этом политическими реформами они сопровождаться не будут, потому что на это Кремль никогда не пойдет, полагает эксперт. Второй сценарий также строится вокруг Владимира Путина — президента, который сосредоточен на сотрудничестве с Западом по вопросам и экономики, и борьбы с терроризмом. Этот сценарий даст надежду гражданам на выход экономики из стагнации, а президенту позволит в короткой перспективе сохранить легитимность. В третьем случае Владимир Путин может стать "лидером нации" при новом президенте. Но это требует изменения Конституции и установления новых правил игры, которых сейчас нет.
Скорее всего, попытаться прочертить эти правила — еще одна задача Кириенко. Например, вскоре после выступления руководителя театра "Сатирикон" Константина Райкина на седьмом съезде Союза театральных деятелей РФ, в котором он подверг жесткой критике цензуру и "борьбу за нравственность" со стороны общественных организаций, с деятелями культуры встретился первый заместитель главы АП. Об этом в начале ноября сообщил РБК, но позиция Кириенко в статье не была обозначена. Однако в послании Федеральному собранию Владимир Путин сказал: "Хочу особо подчеркнуть — и в культуре, и в политике, в средствах массовой информации и в общественной жизни, в полемике по экономическим вопросам никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию". А на вандализм и нарушение закона в сфере культуры будет жесткая реакция, добавил президент.
Кириенко предстоит как минимум оживить институты гражданского общества. 5 декабря члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) рассказывали ему о скандале вокруг сокращения входящих в ОНК наблюдателей в регионах (а также о непопадании туда известных правозащитников), сложностях с допуском наблюдателей в колонии. Несмотря на попытки СПЧ урегулировать вопрос, дата довыборов членов комиссий так и не назначена. В ежегодном докладе о состоянии гражданского общества в РФ нет никаких упоминаний о возможности проведения полноценных довыборов в ОНК, о чем была достигнута договоренность между секретарем Общественной палаты (ОП) Александром Бречаловым и главой СПЧ Михаилом Федотовым. В докладе лишь зафиксировано, что "по результатам обсуждения прошедшей процедуры формирования ОНК в ОП были выработаны предложения по изменению численного состава ОНК в более чем 19 регионах". Не исключено, что именно поэтому Бречалов имеет большие шансы не попасть в состав следующей Общественной палаты, выборы которой должны состояться в марте 2017 года. Очевидно также, что сам институт нуждается в переформатировании: за последние десять лет палата так и не стала институтом гражданского общества, представляющим его интересы.
Перезагрузка общественных институтов может стать важным фактором 2017 года. Однако сегодня нельзя сказать с полной ясностью, будет ли внимание руководства страны сосредоточено на внутриполитических и экономических вопросах или главным направлением работы останется внешняя политика.
"Нам осталось продержаться только в 2017 году, потом ситуация в мире начнет меняться в нашу пользу, в том числе и по части санкций, но, конечно, с Клинтон ничего поделать будет нельзя", рассуждал высокопоставленный чиновник в октябре 2016 года. Через три недели ему и его коллегам впору было открывать шампанское: на выборах в США победил Дональд Трамп. Слова Маргариты Симоньян о том, что в честь победы Трампа стоит покататься по Москве с американскими флагами, вполне отражали восторг части элиты. Безрадостная внешнеполитическая обстановка, сложившаяся после присоединения Крыма в 2014 году, начала, казалось бы, рассеиваться быстрее, чем этого ждали в Кремле.
Значительная часть граждан за последние годы укрепилась во мнении, что Россия и условный Запад — противники и вместе им не сойтись
Собственно, пока ничего и не произошло. Трамп еще не вступил в должность, а выборы во Франции и Германии, на которые также возлагаются большие надежды (особенно во Франции), еще только назначены. Но даже предчувствие перемен создает у Москвы ощущение того, что возвращение на прежние позиции не за горами.
В то же время значительная часть граждан за последние годы укрепилась во мнении, что Россия и условный Запад — противники и вместе им не сойтись. Чтобы изменить это ощущение, должен был бы появиться какой-то совместный проект. Им могла бы стать Сирия, но этого не произошло.
По данным "Левада-центра", надежды граждан на то, что Россия и Запад смогут "найти общий язык в вопросе урегулирования ситуации в Сирии", за год операции существенно снизились. В этом не сомневались 49% после первых ударов российской авиации. Но 30% уже тогда не рассчитывали, что Россия и Запад смогут найти общий язык и это поможет выходу страны из международной изоляции. К октябрю 2016 года такие надежды сохранились у 35% россиян, а 39% их уже не испытывали. Более четверти опрошенных (26%) затруднились что-либо ответить на этот счет.
Более того, россияне вполне трезво оценивают, как авиаудары изменили "отношение к России на международной арене". Улучшение так или иначе отмечают теперь 21%, а в ноябре 2015 года таких было 40%. Ухудшение замечают 32% (было 16%). Меньше теперь и тех, для кого Сирия никак не изменила международный имидж России (год назад было 29%, теперь 26%).
При этом "практически все россияне отрицательно относятся к войне как к способу разрешения политических конфликтов", констатирует заместитель директора "Левада-центра" Алексей Гражданкин. "Но вся закавыка в том, кого люди считают зачинщиком войны,— уточняет он.— Если сочтут, что война навязана нам или нашим союзникам зарубежными враждебными силами, то, значит, должен быть дан вооруженный отпор агрессору". В такой ситуации "переговоры, компромиссы воспринимаются как слабость власти, а агрессивность — как синоним силы и правды".
Международные проблемы, по словам эксперта ВЦИОМа Ивана Леконцева, настолько тревожат людей, что в "рейтинге страхов", где ВЦИОМ измеряет, какие проблемы в своей жизни россияне считают наиболее вероятными, пункт "Международная напряженность, конфликты между странами, военные действия" давно и прочно удерживает первое место.
На самом деле, соблазн оставить внешнеполитические вопросы главной темой не только для руководства страны, но и для всего населения может оказаться сильнее, чем необходимость заниматься внутриполитическими вопросами. Их теоретически можно отложить на период после 2018 года. Тем сильнее вероятность того, что перезагрузку придется делать слишком решительно.