Перевозка детей может стать госуслугой
В ОП обсудили реформу транспортной отрасли
Причины недавнего ДТП в ХМАО с десятью погибшими детьми вчера обсуждались в Общественной палате (ОП) РФ. Эксперты в этой связи заявили о комплексе проблем, требующих решения. Основные предложения — вернуть лицензирование в отрасль и минимизировать участие частных компаний, сделав перевозки, по сути, государственной услугой.
Поводом для внеочередного обсуждения в ОП РФ стала крупная авария в ХМАО, происшедшая 4 декабря: водитель автобуса с детьми не справился с управлением и врезался в грузовик. Погибли 12 человек, включая десять детей. Возбуждено несколько уголовных дел, обвинение предъявлено водителю и директору школы Ирине Тарасовой, где учились дети (она не обратилась в ГИБДД за сопровождением автобуса). По поручению правительства в регионах начаты проверки перевозок детей.
Эксперты говорили о том, что правила организованной перевозки детей автобусами (постановление правительства РФ N1177) зачастую не выполняются. "Во многих случаях предрейсовый медицинский и технический осмотр не выполняются",— заявил завкафедрой автоперевозок МАДИ Норайр Блудян. Советник руководителя Ростуризма Сергей Менделевич жаловался на то, что правила "жутко забюрокрачены" и требуют пересмотра.
Председатель комиссии по безопасности ОП Антон Цветков, в свою очередь, говорил о большом количестве нелегальных перевозок. "Фирмы эти живут одним днем, в технику и безопасность не вкладываются, потому что знают, что их лавочка может быть закрыта уже завтра,— заявил он.— Кроме того, в перевозках очень высокая коррупционная составляющая. Жуликов весь автобусный рынок знает, надо с ними что-то делать". Первый замглавы ГИБДД России Владимир Швецов привел цифры, согласно которым 50% всех автобусов в России принадлежат физлицам, а значит, их эксплуатация практически не контролируется.
Замначальника управления Ространснадзора Валерий Николаев призвал начать масштабную реформу. "Мы неоднократно выступали с инициативой вернуть лицензирование, а перевозку детей выделить в отдельную категорию,— заявил он.— Более чем у 18 тыс. школ есть автобусы. Но как они туда попадают, кто их водит, никто не контролирует".
Замгендиректора ГУП "Мосгортранс" Леонид Антонов затронул проблему выбора перевозчика: сегодня образовательным учреждениям нужно проходить процедуру госзакупки. "Но перевозка детей не может быть бизнесом,— заявил он.— Это должно быть госуслугой, которая предоставляется компетентными предприятиями". Представитель департамента транспорта Москвы напомнил, что премьер Дмитрий Медведев поручал Минтрансу разработать в первом квартале 2016 года "концепцию организации перевозок" с созданием спецпредприятий, оказывающих услуги по транспортировке детей.
Вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев, в свою очередь, обратил внимание на низкий уровень подготовки водителей автобусов. По данным "Ъ", первый вице-премьер Игорь Шувалов еще в конце октября поручил Минобрнауки, МВД, Минтрансу разработать в 2017 году законопроект, который обязал бы работающих по найму водителей периодически проходить переподготовку или повышать квалификацию.
Представители бизнеса, в свою очередь, жаловались на кризис. "Большинство перевозчиков сейчас находятся в предбанкротном состоянии,— заявил гендиректор компании "Сплайн-Транс" Денис Линев.— Одна из причин — серьезное падение пассажиропотока. 40% пассажиров непонятно на чем ездят. Из-за финансовой ситуации просто невозможно предоставлять качественные услуги".
По итогам обсуждения в ОП планируют суммировать все предложения, направить в Госдуму и правительство РФ. Владимир Швецов после совещания в ОП заявил, что "отметил для себя" некоторые идеи экспертов. В частности, он поддержал возврат института лицензирования перевозок.