Авиакомпаниям срезали прибыль
В 2017 году доходы перевозчиков могут упасть на 16%
Международная ассоциация воздушного транспорта заметно понизила прогноз прибыльности мировых авиакомпаний. В 2017 году перевозчики смогут заработать около $30 млрд, снизив на 16% рекордный результат текущего года. На мировой авиарынок может отрицательно повлиять укрепление цены на нефть, что неизбежно отразится на стоимости авиационного керосина. Эксперты считают, что российские авиакомпании скорее почувствуют изменение структуры спроса на перевозки: повышение стоимости нефти укрепит рубль, и пассажиры вновь будут больше летать за рубеж.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA; в нее входят 265 авиакомпаний, обслуживающих 83% пассажиропотока) представила ежегодный прогноз деятельности мировых авиакомпаний. IATA ожидает, что в 2017 году отрасль авиаперевозок получит выручку в размере $736 млрд, а чистая прибыль составит около $29,8 млрд. Данный результат будет на 16% меньше рекордного показателя текущего года — $35,6 млрд. IATA понизила прогноз из расчета, что цена нефти будет укрепляться и составит в 2017 году в среднем $55 за баррель вместо $44,6 за баррель в 2016 году. Стоимость авиационного керосина, на который приходится 19% всех расходов перевозчика, напрямую зависит от цены на нефть. Глава IATA Александр де Жюньяк отметил, что авиакомпании могут столкнуться «с множеством рисков, связанных с политикой, экономикой и безопасность», поэтому «борьба за контроль над расходами по-прежнему актуальна в сверхконкурентной отрасли».
Помимо снижения прибыли IATA прогнозирует сокращение роста пассажиропотока: вместо ранее ожидавшихся 5,9% в 2017 году показатель может составить 5,1%. Поэтому загрузка рейсов также будет менее 80%.
Основную прибыль — порядка 61% — получат авиакомпании из Северной Америки: $18,1 млрд, что на 11% меньше, чем в 2016 году. Сокращение результата объясняется консолидацией на местном рынке, что спровоцировало рост цен на авиабилеты. Европейские авиакомпании, в том числе российские, напротив, могут увеличить прибыль на 25%, до $5,6 млрд, за счет «активной конкуренции». Прибыль в Азиатско-Тихоокеанском регионе может сократиться на 14%, до $6,3 млрд.
Перевозчики Ближнего Востока и Латинской Америки заработают $300 млн и $200 млн соответственно. Авиакомпании Африканского региона, как и в текущем году, получат убыток на уровне $800 млн.
Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко напомнил, что внутрироссийские цены на керосин слабо зависят от стоимости одного барреля нефти. Заправка в иностранных аэропортах, за редким исключением, не имеет серьезной доли в общих затратах российских перевозчиков. «Повышение нефти укрепит рубль, за счет чего начнет изменяться структура туристического спроса: выездной туризм, приносящий основную прибыль российским авиакомпаниям, вновь начнет набирать популярность»,— отметил эксперт.