Навыки в стиле MBA
Постдипломное образование
Российский бизнес действительно стал уделять больше внимания профессиональным квалификациям. Он научился выбирать среди сотен провайдеров того, которому можно доверять, и предпочтение отдает в основном международным программам и центрам, позволяющим получить специальные международные аккредитации.
Международные программы повышения квалификации — это значительно больше, нежели модный тренд в современном бизнесе, уверен Константин Шамбер, президент Европейской ассоциации коучинга (ECA) в Китае. По сути, такие программы являются неотъемлемым компонентом для успешной работы на различных мировых рынках, в различных ситуациях и с различными игроками.
Вера Стародубцева, глава российского представительства The Association of Chartered Certified Accountant (АССА), говорит, что повышение профессиональной квалификации важно для тех специалистов, чья сфера деятельности ежедневно изменяется, а требования к специалисту повышаются. Дополнительные образовательные курсы востребованы в финансовой, юридической, медицинской и педагогической областях. "Во-первых, наличие квалификации значительно расширяет возможности для карьерного роста. Кроме того, уровень ежемесячного дохода у обладателей англоязычных профессиональных финансовых квалификаций оказался выше, чем у обладателей русскоязычных дипломов. Во-вторых, выпускники международных программ автоматически попадают в престижное профессиональное сообщество, которое объединяет специалистов десятков стран. Networking, искусство налаживать деловые и личные связи, особенно ценится в кризисные периоды, так как открывает доступ к деловым контактам, поддерживает авторитет специалиста и позволяет посещать десятки специализированных мероприятий", — прокомментировала эксперт.
Дмитрий Дергачев, президент фармацевтической компании "РИА "Панда"", в качестве примера международных программ, раздвигающих рамки привычных представлений, приводит так называемые on job training (OJT), когда специалист определенной отрасли посещает ежедневно предприятия отрасли за рубежом, всесторонне изучая функционирование, бизнес-модель, технологическую начинку и прочие аспекты именно интересующей его сферы.
"Зарубежный подход к обучению зачастую основан на изучении конкретных бизнес-кейсов и дает возможность принять в них живое участие в самых различных качествах (побыть специалистом в HR, маркетинге, информационных технологиях, финансах) независимо от занимаемой должности и индустрии. Такой подход формирует более широкий взгляд на управленческую деятельность, позволяет использовать большее количество инструментов и моделей в текущей деятельности", — высказал свою точку зрения Антон Жданов, руководитель московского офиса юридической фирмы Eterna Law.
Однако, считает совладелец и директор по развитию компании "Экоокна" Нина Филоненко, прямого копирования зарубежного опыта и применения на практике знаний, полученных за границей, не получается. И это связано с тем, что в России другой культурный код потребления, отношение к деньгам, рекламе, другая культура производства. По мнению госпожи Филоненко, международные программы повышения квалификации нужны скорее для получения вдохновения и идей для своего бизнеса, а их прохождение придает уверенности в себе, подталкивает к чему-то новому.
Правильным курсом
При выборе такой программы для руководителя, тем не менее, важны две составляющие — тема и аудитория. Екатерина Илащук, руководитель отдела обучения компании AT Consulting, отмечает, что очень часто бизнесмены выбирают направления, связанные с переговорами и коммуникациями на высоком уровне, с управлением компанией. Топ-менеджерам в первую очередь важна возможность обмена с аудиторией полезными кейсами.
"Я со скепсисом воспринимаю все учебные программы курсов для топ-менеджеров, в которых учат, по сути, одному и тому же: как продавать, как взаимодействовать с подчиненными и грамотно управлять. Ранее я посетил пару подобных курсов. К сожалению, уровень специалистов, проводящих занятия, как правило, невысок, а кейсы, которые рассматривают на занятиях, однообразны", — делится впечатлениями руководитель Санкт-Петербургского филиала Уральского банка реконструкции и развития Александр Казанский.
Константин Шамбер согласен: среди нескольких сотен провайдеров только десятки действительно могут претендовать на соответствие международным стандартам. В пример он приводит несколько организаций, реализующих различные международные курсы: Высшую школу бизнеса МГУ, РАНХИГС, международную школу бизнеса и технологий НИТУ "МИСиС", школу бизнеса "Мирбис", Стокгольмскую школу экономики, центр стратегических межкультурных коммуникаций StrategicInterCom, корпоративные университеты EY, Volkswagen, Сбербанка, "Северстали" и "Евросети".
В свою очередь, Антон Жданов говорит, что можно сотрудничать с различными зарубежными образовательными учреждениями, например, с Kingston University или Grenoble Graduate School of Business. Данное учреждение предлагает достаточно широкий выбор образовательных программ с международным элементом. Это и узкоспециализированные программы Kingston CIPD International Human Resource Management Masters или Master of Global Public Policy, либо более глобальные курсы, например, совместные программы Executive MBA с Кингстонским Университетом или со Школой менеджмента Университета Антверпена.
По мнению Анастасии Боровской, директора Русской школы управления, в первую очередь стоит обратить внимание на программы стратегической направленности — здесь международные курсы достаточно сильны и показывают разнообразие и вариабельность в развитии, чего нашим предпринимателям зачастую и не хватает. "В первую очередь я бы отметила школу бизнеса в "Сколково". Здесь программы читают профессора международного уровня, приглашаются эксперты и консультанты, работы которых признаны во всем мире. Ряд серьезных бизнес-школ уделяет большое внимание получению международных аккредитаций, а это достаточно серьезный уровень подготовки, который занимает не один год. Например, Высшая школа менеджмента СПбГУ имеет все самые значимые аккредитации — EFMD EQUIS, AMBA".
На рынке присутствует множество профессиональных квалификаций и, по словам Ольги Булатовой, партнера EY и руководителя Академии бизнеса EY в СНГ, они прежде всего ориентированы на наращивание функциональной экспертизы — это квалификации CFA, ACCA, ДипИФР (ACCA), ДипНРФ (ACCA), CIA, CIPFA, ICA, CIPD, PMI и многие другие. Обучение для их получения лучше проходить в аккредитованных центрах. Академия бизнеса EY, например, является таким аккредитованным провайдером и проводит обучение и подготовку к сдаче экзаменов по восьми квалификациям.
Ценный кадр
По мнению экспертов, в первую очередь топ-менеджеров интересует содержание и удобство формата получения информации во время прохождения программы повышения квалификации, а потом уже стоимость курсов. И суть скорее не в том, сколько денег они готовы тратить на курсы, а в том, какую отдачу, как быстро и в каком объеме компания сможет получить от сотрудника после их прохождения.
"Большое влияние на цену оказывает уровень преподавательского состава (местные или иностранные преподаватели, их эксклюзивный опыт), наличие международных сертификатов у организации и количество участников в группе (от трех до нескольких сотен человек). Как показывает практика, средняя стоимость подобных курсов может варьироваться от 2 до 200 тыс. рублей в день", — оценивает Константин Шамбер.
По мнению Инны Алексеевой, генерального директора агентства PR Partner, вложения в привоз зарубежного спикера составляют $10-100 тыс. в день, в зависимости от именитости и популярности тренера. "Стоимость зависит от времени покупки билета. Как правило, цена за один день начинается от 10 тыс. рублей при покупке за три-шесть месяцев до мероприятия, а заканчивается космическими суммами в 200-500 тыс. рублей в последний момент. Но здесь все зависит еще от того, какой "пакет" берет руководитель: хочет ли он эксклюзивный ужин со звездой, место в первых рядах, сертификат. Руководители среднего и малого бизнеса обычно покупают билеты класса "стандарт", это 12-18 тыс. рублей за день", — привела примеры госпожа Алексеева.
Полноценные МВА-программы будут стоить, по оценкам Антона Жданова, от €20 тыс. В то же время программы мирового уровня (например, Harvard Business School или INSEAD) выражаются в совсем других цифрах — на уровне $100 тыс.
Ирина Туманова, заместитель генерального директора по операционной деятельности федеральной сети фитнес-клубов X-Fit, соглашается: западные курсы, адаптированные под российские форматы, будут стоить несколько дороже аналогичных отечественных. "Например, базовый курс MBA в бизнес-школе МГТУ им. Баумана стоит 383 тыс. рублей, отраслевой MBA в Московской бизнес-школе — 249 тыс., а стоимость обучения по MBA-s в МФТИ составит 630 тыс. рублей за два года обучения", — говорит эксперт. Более опытному менеджеру со знанием английского языка, по ее словам, необходимо повышать квалификацию на курсе Executive MBA. "Например, в РАНХиГС такой курс предполагает обучение в течение 20 месяцев и стоит 840 тыс. рублей в очном формате (занятия по выходным). В других вузах цена за качественный курс по Executive может варьироваться от 500 тыс. (например, в университете "Синергия" курс стоит 630 тыс. рублей) до 1 млн рублей (в МИРБИС курс стоит 980 тыс. рублей)", — перечисляет Ирина Туманова.
В зависимости от должности специалиста и его профессиональных задач оплата за получение постдипломного образования может проводиться как полностью из бюджета компании-работодателя, так и паритетно: 50/50 с топ-менеджером. "В некоторых компаниях существуют условия "отработки" вложенных инвестиций. Например, стороны подписывают договор о том, что "ученик" обязуется проработать на своего работодателя в течение определенного периода времени после получения диплома. Таким образом компания старается удержать специалиста в своих рядах после повышения его квалификации и, соответственно, рыночной стоимости", — заключил руководитель отдела по работе с персоналом онлайн-сервиса микрокредитования "Честное слово" Альберт Мицевич.