Острова обрастают экономикой
Москва и Токио отклонятся от спорных территориальных вопросов в сторону хозяйственных
На этой неделе состоятся самые масштабные за последние годы российско-японские переговоры на высшем уровне. Несмотря на многолетнюю политически окрашенную повестку, теперь стороны собираются обсуждать не столько мирный договор — существенных прорывов в этой области не ожидается, сколько новые проекты в экономике. Они, по данным "Ъ", пока сосредоточены на добыче полезных ископаемых и обновлении инфраструктуры. В Токио, однако, надеются расширить повестку за счет обсуждения экономического статуса спорных островов, а также упрощения визового режима.
15 декабря президент Владимир Путин встретится с премьер-министром Японии Синдзо Абэ в городе Нагато префектуры Ямагути — избирательного округа господина Абэ, известного своими горячими источниками. На следующий день переговоры пройдут в Токио — как ожидается, они будут посвящены в основном вопросам экономического сотрудничества. Как сообщили в МИД РФ, к визиту готовятся около 30 документов, но далеко не все они представляют конкретные инвестсоглашения.
Россия, однако, надеется в первую очередь именно на активизацию японских инвестиций. "Переговоры по инвестпроектам ведутся независимо от статуса островов,— утверждает собеседник "Ъ", знакомый с их ходом.— Все согласились, что даже с учетом политических разногласий экономические связи обеих стран находятся на слишком низком уровне". Ожидается, что по итогам переговоров во второй день визита будет объявлено о ряде новых сделок. Как сообщили в Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ), планируется объявить и о создании совместного инвестфонда с участием РФПИ.
Сейчас основным контрагентом российского бизнеса в Японии выступает Японский банк для международного сотрудничества (JBIC). Как сообщил "Ъ" глава Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков, с банком планируется провести переговоры по соинвестированию в проекты на $3 млрд. Всего, по его словам, в коротком списке восемь проектов, среди которых — развитие деревообрабатывающего комплекса в Приморье (инициатор — Iida Group Holdings), модернизация международного аэропорта Хабаровска с Sojitz (по данным "Ъ", ключевым требованием инвесторов было установление долгосрочных тарифов), развитие Чульмаканского и Денисовского угольных месторождений в Якутии и строительство угольного терминала в бухте Мучке ("Колмар", ГТЛК).
Отметим, что Япония уже опережает Китай по суммарным вложениям в российскую экономику (речь идет о сумме сделок по подсчетам ЕАБР), но большая их часть пришлась на нефтегазовые проекты на Сахалине. Теперь же инвесторам обещают преимущественно право доступа к природным ресурсам, но при условии глубокой переработки ресурсов. Такие инструменты разрабатываются, говорил заместитель главы Минвостокразвития Александр Осипов. А вот перспективы мегапроектов вроде создания энергомоста в Японию Сахалин--Хоккайдо пока туманны: падение цен на нефть удешевило поставки СПГ в страну, что снижает потребность в импорте энергии.
Вопрос же о статусе островов и заключении мирного договора вряд ли будет решен, признают обе стороны. Премьер Японии Синдзо Абэ в преддверии встречи заявил, что "такие вопросы за одну встречу решить нельзя", и заметил, что надеется на "честный и открытый обмен мнениями". Владимир Путин ранее заявлял о готовности обсуждать варианты решения проблемы спорных островов, называя отсутствие мирного договора анахронизмом прошлого.
При этом в отношении РФ (касательно физлиц и отдельных банков) продолжают действовать японские санкции, поддержанные странами G7. Символические моменты встречи также пока не позволяют строить оптимистичные прогнозы: по сообщениям японских СМИ, Токио не стал организовывать аудиенцию Владимира Путина у императора Японии Акихито, российская же сторона отказалась принять в дар второго щенка породы акита-ину. Главными же позитивными новостями, имеющими отношение к спорным территориям, по информации "Ъ", станут ослабление двустороннего визового режима для бизнесменов и расширение экономического сотрудничества в их районе, в основном оно будет касаться ловли и переработки рыбы и туризма. Но и в этих вопросах сохраняется ряд регуляторных разногласий.