Союзпечать
Как оформляли женский «глянец», научпоп и пропагандистские журналы первой половины XX века
25 лет назад были подписаны Беловежские соглашения, закрепившие распад СССР. С тех пор многое успело измениться, в том числе журнальная индустрия и подход к оформлению периодических изданий. “Ъ-Lifestyle” решил вспомнить, как выглядели главные журналы первой половины XX века, когда-то сформировавшие сознание советского человека.
Журнал «ЛЕФ» искал коммунистический путь для всех родов искусства, пропагандистский ежемесячник под редакцией Максима Горького «СССР на стройке» читали Бернард Шоу и Герберт Уэллс, а любимые журналы советских женщин способствовали «реализации потребности в свободном общественном труде». Над оформлением одних изданий работали Эль Лисицкий, Александр Родченко и Варвара Степанова, другие являли собой строгий стиль массовой печати для нового советского человека. О нюансах советского полиграфического дизайна рассказывает директор Московского музея дизайна Александра Санькова.
«СССР на стройке»
Ежемесячный иллюстрированный журнал «СССР на стройке», выпускавшийся с 1930 по 1941 год и в 1949-м, был главным рупором пропаганды, направленной в первую очередь на международную аудиторию. Он выходил на пяти языках и печатался без полей — так, чтобы страницы напоминали киноэкран. Журнал пропагандировал новый образ мысли и ценности советского человека в СССР.
Первый номер журнала появился под редакцией писателя Максима Горького. Впоследствии над ним работали Эль Лисицкий, Александр Родченко и Варвара Степанова, Соломон Телингатер, что, несомненно, отразилось на оформлении. В журнале были распашные листы, вшитые тетради. Художники-конструктивисты, дизайнеры и иллюстраторы активно использовали фотомонтаж и другие приемы, отработанные на книгах. Тексты в «СССР на стройке» писали Исаак Бабель, Михаил Кольцов, Валентин Катаев и Яков Бельский, хотя визуальная составляющая все же оставалась первичной.
Есть несколько номеров с вкладками, которые были сделаны по принципу оригами. Они разворачивались, представляя зрителям эпические сцены из жизни советских людей. В некоторые номера вклеивали плакаты. Журналы были оформлены фотографиями, фотомонтажами, схемами и визуальной статистикой. Например, № 1 от 1935 года посвящен созданию аэроплана «Максим Горький». В нем есть фотографии Георгия Петрусова, Макса Альперта, братьев Стенбергов, Семена Фридлянда. Художником номера стал Николай Трошин. В нем также есть несколько вставок — сложных разворотов, в которых появляется дополнительный цвет (весь номер напечатан в две краски). Сталин и Горький стоят на фоне неба и салютуют целой эскадрилье самолетов, которая пролетает над ними. Все изображения многократно повторяются в технике фотомонтажа. Вторая вкладка — это копирование изображений парашютистов и воздушных шаров на фоне множества круглых вставок. Расположенные по диагонали и увеличенные фигуры парящих парашютистов усиливают динамику общей композиции листа. Также используется инфографика, изображающая путешествие аэроплана «Максим Горький» по территории СССР.
В трудных экономических условиях нельзя было ожидать от издателей высокого качества полиграфии. Поэтому красота от первой до последней страницы была приоритетом только официального журнала, который представлял страну на международной арене — «СССР на стройке». Во всех остальных изданиях разрабатывался исключительно дизайн обложек, а все внутреннее наполнение номера делали по стандартной сетке. Печать блока была невысокого качества, как, впрочем, и бумага.
«Работница» и «Крестьянка»
Любимые журналы советских женщин оказались незаменимыми в условиях постоянного дефицита: в них обнаруживались разделы «Кройка и шитье», «Вязание», «Кулинария». «Работница», например, была учреждена в 1914 году Лениным для «защиты интересов женского рабочего движения». В разные годы в ее редакции работали Надежда Крупская, Инесса Арманд, Александра Коллонтай, а несколько номеров даже были конфискованы полицией.
«Работница» в первую очередь освещала женское социалистическое движение и «вопросы равенства» женщин и мужчин. Наиболее подходящей для женщин профессией журнал назвал, например, слесаря: «Слесарное дело не требует особенно значительного мышечного напряжения, не требует поднятия больших тяжестей. Слесарное дело вполне доступно человеку средней физической силы, оно не заключает в себе каких-либо особенных вредностей. Женщина без всякого вреда для своего организма может заниматься слесарным делом».
Правда, с точки зрения оформления журналы «Крестьянка» и «Работница» были прекрасны лишь своими обложками. Внутри журнала публиковались черно-белые изображения. Но формальная верстка иногда разбавлялась необычно выполненными названиями статей и разделов: шрифт имел тень, уходящую «навылет» по диагонали, буквы были составлены из отдельных линий. Впрочем, типографические эксперименты все равно начинались и заканчивались заголовками. Обложки же действительно были зеркалом времени. Как правило, они выполнялись в стиле ар-деко, но самое интересное оформление — в стиле конструктивизма середины 1920-х годов.
«Женский журнал»
С 1926 по 1930 год издательское общество «Огонек» выпускало ежемесячный иллюстрированный «Женский журнал», который позиционировался как «домашне-хозяйственный и модный». Он печатался в черно-белом цвете, за исключением раздела «Мода в красках», который был иллюстрирован изящными рисунками, близкими по стилистике к модерну и ар-деко. Мода в период НЭПа еще имела большое значение. В других разделах журнала тексты значительно преобладали над иллюстрациями. Главной задачей издания считалось формирование общих интересов, ценностей и нужд читательниц и указание им сферы для реализации потребности в свободном общественном труде, например путем организации общественного питания и налаживания коллективного отдыха детей.
Женщины-интеллектуалки, передовики производства, общественные активистки и спортсменки становились героинями журнала и главными персонажами обложек. В № 4 от 1929 года для оформления обложки используется коллаж, обложка асимметричная, а текст становится частью геометрической композиции. В № 12 от 1928 года коллаж опять становится главным художественным приемом. Девушка выезжает на коньках из двухмерного, очень условно изображенного катка, ее коньки перекрывают текст. На заднем плане по катку скользит нарисованный фигурист, а на ее свитере вышита буква Ж — такая же, как на логотипе «Женского журнала».
«Наука и техника»
Журнал выпускался в Ленинграде с 1923 по 1939 год. В нем публиковались статьи широчайшего диапазона тем — от качества радиоприема при полете на воздушном шаре до новейших палеонтологических находок. Журнал был рассчитан на самый широкий круг читателей, поэтому в нем было много иллюстраций. Оформление журнала «Наука и техника» соответствовало его названию: футуристические машины, смелые ракурсные фотографии в стиле Александра Родченко, фотомонтаж и необычные сюжеты полностью отражали идею строительства нового мира.
«Искусство трудящимся», «Музыка массам», «Рабочий театр»
Советская Россия никогда не имела так много периодических изданий, посвященных искусству, как в середине 1920-х годов. Для популяризации искусства выпускались такие бюллетени, как «Искусство трудящимся», «Музыка массам», «Рабочий театр». Некоторые из них выполняли и газетные функции — объем материалов, публикуемых в одном номере, превышал недельный объем подобных материалов любой из газет. В «Искусстве трудящимся» печатались кинообзоры, театральные новости и программы.
Наибольший интерес с точки зрения графического дизайна представляют обложки именно этого бюллетеня. Они были выполнены, как правило, в двух контрастных цветах — традиционных для авангарда красном и черном, с использованием фотомонтажа и акцидентных шрифтов (надписи выполнялись только заглавным буквами). Но внутренняя верстка журнала не была особенно интересной, гораздо важнее был контент.
Более изящные, «интеллигентные» обложки были у журнала «Книга и Революция», который был посвящен сразу нескольким темам: политике, культуре, критике и библиографии. Его оформляла известный советский дизайнер, жена Александра Родченко Варвара Степанова. На обложке мы видим, как шрифт переходит в геометрические линейки, а линейки, в свою очередь, составляют абстрактную композицию, которая аккомпанирует силуэтам букв.
«ЛЕФ»
В коллекции Московского музея дизайна есть первые номера уникального литературно-художественного журнала «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), который издавался с 1923 по 1925 год под редакцией Владимира Маяковского. Вышло всего семь номеров журнала, однако в нем успели поработать Борис Пастернак, Лев Кассиль, Исаак Бабель, Александр Родченко, Владимир Татлин, Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов.
«ЛЕФ» оформлял Александр Родченко, близкий друг и соавтор многих проектов Владимира Маяковского. Участники объединения призывали к созданию утилитарных вещей, каждый предмет должен был иметь определенную функцию. Идеологи ЛЕФ выдвинули идею «революции формы» и программу «производственного искусства», которая способствовала появлению художественного конструктивизма.
Лефовцы отрицали станковую живопись в изобразительном искусстве, «художественный вымысел» и противопоставляли им «искусство факта». Поэтому они использовали в оформлении минимальные изобразительные средства. Именно способность достичь максимального эффекта минимальными средствами, донести с помощью нескольких простых приемов суть вещей и была сильной стороной конструктивистов.
Журнал был площадкой для распространения идей и публикации новых экспериментальных проектов, большинство из которых так никогда и не были реализованы. Но благодаря тому, что они были изданы в этом журнале, мы имеем бесценный материал из первых рук от создателей конструктивизма.
____________________________________________________________________