Творческая помощь
Художники привлекли внимание к проблемам неизлечимо больных пациентов
Боль — одна из вечных тем искусства, хотя и подходили к ней по-разному. У античных авторов она должна была подводить к катарсису, у средневековых — подчеркивать бренность плоти. А в эпоху постмодерна боль превратилась в предмет для экспериментов, взять хотя бы перформансы Марины Абрамович. Но работы, представленные на прошедшем в Санкт-Петербурге конкурсе "Такеда. ART/HELP. Восхождение", выходят за рамки художественного поиска. Эти картины не только посвящены теме боли, но и должны помочь тем, кто боль испытывает. Лучшие из них будут отправлены в петербургские хосписы.
Для людей на терминальной стадии болезни, получающих там паллиативную медицинскую помощь, картины не менее важны, чем таблетки и уколы. Недаром в определении, которое дает этому виду помощи Всемирная организация здравоохранения, речь идет не только об обезболивании, но и об избавлении от психосоциальных и духовных страданий. А в этой области искусство — хорошо проверенное средство.
— Паллиативная помощь гораздо шире и сложнее, чем просто лекарства. Тут важно и наличие положительных эмоций и факторов, которые помогают отвлечься от повседневности. Искусство дает и то, и другое. Оно привносит в жизнь человека гармонию, радость, настроение и сопричастность творческому процессу, добавляя эмоции в повседневную жизнь, это необходимо нам всем, но особенно тяжелобольным пациентам,— объясняет Андрей Потапов, генеральный директор "Такеда Россия", глава региона СНГ.
Компания "Такеда" — производитель большого числа лекарственных средств, в том числе обезболивающих препаратов, облегчающих жизнь терминальных больных. Но в этот раз компания решила выступить организатором социально-культурной акции.
Идея подсказана практикой: в хосписы регулярно дарят произведения искусства. Ведь чистая белая палата хороша только с точки зрения гигиены. На пациента и его родных она зачастую производит самое гнетущее впечатление. По словам учредителя благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" Нюты Федермессер, совершенно обычное дело, когда приглянувшуюся пациенту картину перевешивают из коридора в его палату. В паллиативной помощи стараются сделать все возможное, чтобы облегчить состояние неизлечимо больного человека и сделать его жизнь полноценной.
Молодые художники встретили идею конкурса с энтузиазмом и прислали более 150 заявок. Жюри отобрало 34 произведения, которые выставлялись в Итальянском зале Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина с 3 по 7 декабря 2016 года. А исполняющий обязанности ректора института Семен Михайловский возглавил жюри.
К трудной теме каждый художник подошел по-своему. Скажем, победительница Надежда Варсегова написала триптих о паралимпийцах. В героической манере там изображены баскетболисты на колясках, пловчиха без ног и одной руки, безногий дискобол. Настрой, в общем, оптимистичный: боль и страдание можно преодолеть.
Одна из двух обладательниц второго места, Ольга Моисеева, представила серию писанных акварелью и темперой работ "Больница" — пронзительно грустных жанровых сцен из быта лечебного учреждения. Поделившая с ней второе место Эльвина Багавиева честно признается, что писать о боли в реалистической манере ей слишком тяжело. Так что девушка нарисовала довольно абстрактный плакат "Рука помощи". Собственно, тут она попала в точку, уловила основной настрой выставки.
— Человек с болезнью, не поддающейся лечению, не должен чувствовать себя брошенным и никому не нужным. Через призму искусства мы обращаемся к россиянам и говорим о том, как важно протянуть руку помощи близким, проявить заботу и любовь по отношению друг к другу,— рассказывает Андрей Потапов.— Наш новый социальный проект дает возможность посредством искусства привлечь внимание общественности к важности развития паллиативной медицины в России.
Привлекать внимание необходимо, поскольку в России сейчас, по оценкам экспертов, почти полмиллиона больных, нуждающихся в паллиативной помощи. Если считать вместе с родными и близкими, проблема касается нескольких миллионов россиян. При этом только каждый пятый из этих больных получает необходимую помощь и обезболивание.
Негативную роль играют два фактора. Во-первых, это ограничения на оборот обезболивающих препаратов, связанные с антинаркотической борьбой. Тут за последние два года имели место определенные послабления. Этим летом правительство РФ издало распоряжение о повышении доступности наркотических средств для применения в медицинских целях.
Другой фактор связан уже с самим обществом. Пациенты и их родственники зачастую просто не знают, что паллиативная помощь существует, что она бесплатна и доступна в хосписах и на дому. Многие ведь в принципе не понимают, что неизлечимым больным тоже можно и нужно помогать. Пробить эту стену незнания должны как раз такие социально-культурные акции, как конкурс "Такеда. ART/HELP. Восхождение".
Между тем "Такеда" уже сейчас готовит очередную художественную выставку — "Боль и воля". Она пройдет в Москве в пространстве Stella Art Foundation с 14 по 30 марта 2017 года. На этот раз участниками станут не молодые художники, а уже признанные российские авторы, такие как Андрей Филиппов, Хаим Сокол, Лиза Морозова и другие.
Художники привлекли внимание к проблемам неизлечимо больных пациентов