Перелет на единую акцию
ОАК превратят из холдинга в единую компанию
Государственная Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) определилась с реформированием структуры. Авиапроизводитель планирует уйти от холдинговой структуры к «единой компании из четырех дивизионов — для гражданской, военной, транспортной и специальной авиатехники. В гражданском сегменте рассматривается возможность объединить в одно юрлицо производителей самолетов МС-21 и SSJ 100 — “Иркут” и “Гражданские самолеты Сухого”».
Совет директоров ОАК рассмотрел «основные подходы к трансформации корпоративной структуры», в рамках которых состоится «пошаговый переход к единой компании», сообщила компания. В ОАК будут сформированы четыре дивизиона — по производству гражданской, военной, транспортной и специальной авиатехники. Совет поручил исполнительным органам компании сформировать «дорожную карту» и представить «ТЭО необходимых изменений».
ОАК представляет собой холдинг из 30 компаний, основанный в 2006 году. 91% акций компании принадлежит РФ, 5,1% — ВЭБу, 3,7% — частным акционерам. Выручка ОАК в первом полугодии сократилась более чем в два раза, до 6,6 млрд руб., а чистый убыток составил 433,8 млн руб. против прибыли за аналогичный период годом ранее в 115,7 млн руб. В 2015 году поставлено 156 воздушных судов, основной заказчик — Минобороны (продажи министерству обеспечили 47% выручки).
В конце декабря 2015 года ОАК уже сообщала о планах введения новой оргструктуры корпорации, «призванной улучшить управляемость компании и усилить ключевые корпоративные функции» (структуру разрабатывали с участием консультантов из Strategy Partners). Сейчас в сообщении ОАК говорится, что «за счет централизации управленческих функций, в том числе скоординированного исполнения контрактных обязательств по созданию новых образцов техники», удастся повысить эффективность управления программами, снизить издержки и сконцентрировать конструкторские и интеллектуальные ресурсы.
По данным “Ъ”, в рамках создания единой компании рассматривается вариант объединения в одно юрлицо двух ключевых производителей коммерческих самолетов ОАК — ОАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, выпускает SSJ 100) и «Иркута» (готовится к выпуску самолета МС-21). Но процесс осложняется тем, что уже существующие сертификаты на SSJ 100 будет сложно переоформить на новую компанию. Источник “Ъ” добавляет, что объединение двух производителей также имеет «финансовый смысл». «Иркут» (обеспечен военными заказами.— “Ъ”) стабильно приносит прибыль, в 2015 году она выросла на 45%, почти до 1,5 млрд руб., а ГСС пока убыточен (в 2015 году чистый убыток сократился в 3,7 раза, до 10 млрд руб.). Поэтому объединение с более сильным производителем окажет благоприятный эффект и стабилизирует более слабого, пояснил собеседник “Ъ”.
Взлет на нефтегазовой игле
Правительство отыскало новый источник финансирования для реанимации проектов советского авиапрома. Минфин предложил взять деньги для строительства самолетов Ил-114, Ил-96 и двигателя ПД-35 из дивидендов «Роснефтегаза» и «сверхпоступлений» компании от приватизации 19,5% акций «Роснефти». По данным "Ъ", основная часть средств уйдет на турбовинтовой Ил-114. Это не первый случай, когда государство вынуждено докапитализировать авиапром: в 2015 году Объединенная авиастроительная корпорация уже получала 100 млрд руб., которые первоначально должны были пойти на поддержку региональных банков. Читайте подробнее